Результат пусть останется. А игру лучше забыть
ФУТБОЛ. ЧМ-2010. Отборочный турнир
ЛИХТЕНШТЕЙН - РОССИЯ - 0:1 (0:1)
ИРОНИЯ БЕЗ ВЫСОКОМЕРИЯ
Согласно недавно проведенной переписи населения, в княжестве Лихтенштейн проживают 35 356 человек. Если разместить их на трибунах Лужников, где в субботу российская сборная принимала Азербайджан, больше половины мест останутся свободными. Протяженность Лихтенштейна в длину - чуть более 24 километров, в ширину - около 12. Составители брошюры, которую раздавали перед матчем в пресс-центре, не сочли за труд посчитать, что общая площадь территории княжества в 105 с лишним тысяч раз меньше России. У Лихтенштейна даже не существует собственной армии - местные власти полагают, что в ней нет никакой надобности.
Своего футбольного чемпионата здесь тоже нет - все семь профессиональных клубов с 1933 года выступают в различных лигах Швейцарии. Сборная же за 27 лет существования до вчерашнего дня провела 107 официальных матчей, из которых 6 выиграла и 11 свела вничью при общей разности мячей 45-339.
Знакомство с этими цифрами у многих игроков российской сборной вызвало ироническую улыбку. Мол, о том, что мы можем здесь не выиграть, даже думать не хочется. С другой стороны, все прекрасно помнили, как наша команда намучилась в Вадуце четыре года назад, когда с большим трудом победила со счетом 2:1 в отборочном турнире ЧМ-2006. Да и осечки на "Райнпарке" различных сборных, в том числе Португалии, должны были настроить футболистов на серьезный лад. "Мы ни в коем случае не относимся к сопернику со снисхождением. Намерены бороться изо всех сил, чтобы взять три очка", - сказал главный тренер сборной России Гус Хиддинк корреспонденту "СЭ" во вторник поздно вечером.
Перед игрой выяснилось, что большинство наших игроков, включая Павлюченко, улетят в Москву сразу же после матча. Генеральный директор РФС Алексей Сорокин и генеральный менеджер сборной Николай Игумнов сумели решить непростую задачу, договорившись о ночном вылете из Цюриха. При этом Хиддинк вместе с Аршавиным, как уже сообщал "СЭ", сегодня утром отправятся в Лондон, а шестеро зенитовцев - Малафеев, Анюков, Семшов, Зырянов, Погребняк и Денисов - в итоге решили лететь из Цюриха напрямую в Санкт-Петербург.
В день матча Вадуц наполнился российскими болельщиками, многие из которых постоянно проживают в Германии и приехали на машинах. Кое-кто из них даже решил навестить сборную в отеле Grand Resort Bad Ragaz в надежде пообщаться с футболистами, но затея не оправдалась: из гостиницы практически никто не выходил. Разве что Сергей Семак с утра по обыкновению совершил небольшую прогулку. А в 17.30 команда отправилась на стадион.
ПОНОМАРЕВ: "ТОРОПИТЬСЯ НЕ СТОИТ"
Ход матча прокомментировал "СЭ" один из наших постоянных экспертов, заслуженный мастер спорта, выступавший за московское "Динамо", ЦСКА и сборную СССР Владимир Пономарев. В первый раз корреспондент "СЭ" Павел Алешин связался с ним перед началом игры.
- Составом меня, например, Гус Хиддинк не удивил, Семак сыграл с Азербайджаном так, что его замена напрашивалась. Я предполагал, что в центре полузащиты появится свежий Торбинский.
Каким бы слабым ни казался соперник, разведка в начале матча никогда не была лишней. В играх с командами, подобными Лихтенштейну, торопиться не стоит. И начало со стороны сборной России выглядело разумным. К первому вводу мяча в игру наши выстроились по схеме 4-4-2, но уверен, что и Жиркова, и Анюкова эпизодами мы увидим в этом матче даже в нападении. Как и полузащитников Семшова и Торбинского.
ПОЛНОЕ ДЕЖАВЮ
По сравнению с матчем против Азербайджана Хиддинк произвел в составе только одну замену - налет академичности, появившийся вдруг у нашей команды в минувшую субботу, должен был стряхнуть с парадного российского мундира выздоровевший Дмитрий Торбинский. В списке первых одиннадцати он сменил Сергея Семака, который, в свою очередь, вытеснил из числа запасных Алана Дзагоева.
Одна-единственная замена привела к полной перелицовке средней линии. Семак, как вы помните, играл второго опорного хавбека, а Торбинский ушел на правый фланг, где был скорее полунападающим, чем полузащитником. Но к Денисову на место, оставленное Семаком, никто переходить не стал - Семшов и Зырянов расположились перед своим одноклубником, что было вполне логичным: зачем в игре с Лихтенштейном два опорника?
И наш противник собрал наконец под знамена всех сильнейших футболистов - те, кто пропускал матч с Германией из-за травм и дисквалификаций, вернулись в строй и готовы были стать частью того бетонного монолита, на который надеялись вчера не только в Вадуце, но и в Берлине с Хельсинки.
То, что бетон - хозяйская задача номер один, стало понятно не только потому, что игра сразу же переместилась на половину поля сборной Лихтенштейна, но и по методам, в которых оборона противника не очень стеснялась, - Жиркову уже на первых минутах дважды очень грубо досталось по ногам от Рицбергера, но ирландский судья посчитал это всего лишь мужской борьбой.
Самым активным в первые минуты был тот, кому и полагалось, - Торбинский. Но сразу же завести как следует остальных ему не удалось. В первой половине тайма можно было поймать себя на мысли, что продолжается игра с Азербайджаном - наши контролировали все поле и комфортно разместились на чужой его половине, однако о воротах Йеле словно забыли.
Более того, оба удара в эти минуты оказались на счету подданных княжества Лихтенштейн. Другое дело, что в одном случае мяч ушел в небеса, а в другом тоже с воротами разминулся, но отсутствие попыток проверить Йеле с нашей стороны начало понемногу настораживать.
Сигнал к штурму подали на 26-й минуте Аршавин все с тем же Торбинским - первый навесил, второй пробил головой. Несильно, но все же по воротам. И поехало! За следующие десять - двенадцать минут россияне провели больше острых атак, чем за все дебютное время.
Первый гол, правда, оказался нелегитимным - отличную комбинацию с участием Аршавина, Семшова и Зырянова завершил Павлюченко, но, к сожалению, из положения "вне игры". Почти тут же форвард едва не исправился, подловив голкипера противника на опрометчивом выходе из ворот, - увы, с целью его удар немного, но разминулся.
Еще через минуту Семшов неудачно обработал ювелирную передачу Аршавина и не воспользовался пустым коридором, который вел прямо к воротам. И наконец, то, что не удалось капитану, сделал Зырянов. После очередного паса-конфетки Аршавина хавбек "Зенита" обработал мяч в одно касание, оказался с глазу на глазу с Йеле и тихонько пробросил мяч мимо него. Вратарь от отчаяния врезал Зырянову по ногам, но это если ему что-то и принесло, то только моральное удовлетворение.
В общем, в первом тайме случилось полное дежавю - наши, как и в субботу с Азербайджаном, вели игру, не особо напрягаясь, и ушли на перерыв, ведя в счете. Однако минимальное преимущество окончательно всех вопросов не снимало.
ПОНОМАРЕВ: "А ГДЕ СКОРОСТЬ И ВЫДУМКА?"
- Сборная России огорчает: темп слабый, розыгрыш мяча медленный, много передач назад и поперек, а если вперед, то брака процентов 50. Защитники играют неплотно, дают соперникам принимать мяч, не запомнилось ни одного перехвата с нашей стороны. Словом, игра команды читается без особого труда. Хотя середина поля наша, и есть возможность подключать фланги. Но чтобы создать простор Жиркову слева, нужно уводить фланговых игроков в центр. И справа Торбинского совсем не видно. Анюков всего два раза подключился к наступлению, и оба выпада завершил острыми прострелами. Надо развивать то, что получается. На поле уменьшенных размеров требуется максимально растягивать оборону соперников, но наши играют в основном через центр, создают толчею, выгодную хозяевам. А где скорость и выдумка Аршавина? Голевой пас Зырянову - хорошо, но единичная демонстрация европейского класса за 45 минут звезде лондонского "Арсенала" не к лицу.
АЛГОРИТМ НЕ СРАБОТАЛ
Но вторую половину наши снова начали предельно спокойно, словно нащупав уже алгоритм борьбы с "карликами": полчаса их утомляем, а потом ускоряемся и забиваем. Во всяком случае, в предыдущих трех таймах именно так и было - почему же четвертый должен стать исключением?
Он и не становился - почти двадцать минут российская сборная вновь играла без ворот, планомерно, но очень небыстро пытаясь расколоть тот самый бетон, который, впрочем, опять стал таковым только потому, что его качество никто по-настоящему не проверял.
Об атаках сборной Лихтенштейна речь вообще не шла, но мало ли в истории примеров, когда, практически не переходя через центр поля, команда забивала-таки какого-нибудь "дурака"? И наши начали понемногу прибавлять. Смачно ударил Павлюченко - Йеле продемонстрировал нечто из арсенала хоккейного вратаря, сам не поняв, какой частью тела этот удар отразил.
А Хиддинк тем временем произвел первую замену, и направлена она была отнюдь не на усиление атакующих порядков: Торбинского сменил Семак. Вернее, усиление это должно было, судя по всему, стать не количественным, а качественным - за счет возвращения к проверенным связкам и сочетаниям.
И все же до тридцатой минуты тайма надеяться ни на что не следовало - это мы уже поняли. Соответственно, ждали истечения первого получаса, отслеживая полные обороты секундной стрелки, пожалуй, даже с большим вниманием, чем события на поле стадиона "Райнпарк".
Но вот она пришла, эта тридцатая минута, а ничего не изменилось. Более того, хозяева начали смелеть и подходить к нашей штрафной площади. А Цаугг даже выпустил того самого Томаса Бека, который уже забивал сборной России на этом стадионе.
И все же алгоритм чуть не сработал! Павлюченко вывели один на один с вратарем, но тот успел броском в ноги ликвидировать первую волну атаки. А вот удару Жиркова, подобравшего отскочивший мяч метрах в двадцати от ворот, Йеле противостоять уже не мог. Его, правда, пытались подменить два защитника, но попади наш атакующий защитник в створ - быть бы голу.
А после того, как плановое взятие ворот не удалось, началась настоящая нервотрепка. Тут же едва не сжег несметное количество наших нервных клеток тот самый Бек - слава богу, в ворота не попал. Почти сразу окончательно осмелевшие хозяева и вовсе угодили в створ ворот - хорошо, Акинфеев бдительности не потерял.
И последние обороты секундной стрелки мы уже отслеживали не с надеждой, а с нетерпением. Наши, правда, постарались хотя бы отодвинуть игру от своих ворот. Но, честно говоря, так не беречь нервы своих тренеров и болельщиков не годится. И это надо учесть в будущем.
А пока можем поздравить друг друга с приобретением запланированных шести очков. Хочется верить в футбольную мудрость - игра забудется, а результат останется. Тем более что такая игра должна забыться как можно быстрее.
ПОНОМАРЕВ: "А ТА ЛИ ЭТО КОМАНДА?"
- Комментировать не хочется, да особо и нечего. Если после перерыва в игре нашей сборной что-то и изменилось, то только в худшую сторону: никаких скоростных перемещений, даже элементарной беготни не было! Фланги выглядели вообще нулевыми, передачи вперед шли верхом, а там - как получится. Не ожидал, что Жирков будет играть так глубоко в обороне, обычно он в атаке соблюдает ширину поля, оттягивает на свой фланг защитников, обеспечивая простор форвардам в центре. Но свою половину поля он покидал редко. Из наших даже выделить некого. Павлюченко сыграл откровенно слабо. Порой ловил себя на мысли, что соперники в некоторых эпизодах выглядят интереснее наших. Такие команды, как Лихтенштейн, должно обыгрывать на одном классе. А где он был, этот класс, в исполнении нашей сборной? Та ли это команда, что выиграла европейскую бронзу? Что с ней происходит?