Ролей в Сочи больше не осталось
Закончен прием заявлений от желающих выступить на выборах мэра
Избирком Сочи закончил вчера прием заявлений от желающих побороться за пост мэра города. Выборы, назначенные на 26 апреля, вызвали ажиотаж — заявления подали 24 человека. Эксперты объясняют появление столь большого количества претендентов ростом протестных настроений в Сочи.
Последний день приема документов от претендентов на должность главы города ознаменовался скандалом. Правозащитник из Казани Дмитрий Бердников обвинил охранников балерины Анастасии Волочковой в том, что они не пустили его в здание избиркома, из-за чего он мог не успеть выполнить все необходимые для регистрации формальности. "Там ей председатель воду носит! Извините — здесь не оперетта, не театр!" — возмутился господин Бердников и вызвал милицию. Правда, пока она ехала, татарского правозащитника уже пустили внутрь. А к собравшимся журналистам вышла госпожа Волочкова, которая пообещала, что, если станет мэром, сделает "из городского театра самый лучший театр мира": "Танцуя на его сцене, смогу привлекать самых лучших профессионалов, хореографов и артистов".
Всего же в выборах, назначенных на 26 апреля, намерены принять участие 24 человека. До 3 апреля избирком должен принять решения по их регистрации, и уже с 5 апреля зарегистрированные кандидаты получат право начать предвыборную агитацию. Напомним, что это уже четвертые выборы мэра города за последний год.
Стандартный ход кампании, когда наряду с кандидатом от власти выдвигаются пенсионеры и безработные, кардинально изменился в Сочи после выдвижения одного из лидеров оппозиционного движения "Солидарность" Бориса Немцова. А в кампанию решили включиться столичные знаменитости: кроме балерины Волочковой бизнесмен Александр Лебедев, бывший лидер Демократической партии, экс-кандидат в президенты в 2008 году Андрей Богданов. Компанию им чуть было не составил депутат Госдумы от ЛДПР Андрей Луговой — обвиняемого Великобританией в покушении на Александра Литвиненко депутата намеревалась выдвинуть ЛДПР, но в итоге отказалась от этой идеи. Старший эксперт Института региональной политики Алексей Титков появление на выборах "забавных" кандидатов назвал стандартным технологическим приемом, направленным против Бориса Немцова, поскольку "это дает возможность представить его таким же анекдотическим персонажем".
Неожиданностью стало выдвижение зампреда горсобрания Владислава Фунтякова. В отличие от большинства других кандидатов его хорошо знают в Сочи, и он действительно может составить конкуренцию и. о. мэра Анатолию Пахомову, который выдвинут "Единой Россией". Сам господин Фунтяков также является единороссом, но, понимая, что его выдвижение идет вразрез с линией партии, приостановил членство в ней. Депутат предполагает, что ему придется столкнуться с давлением административного ресурса. В "Единой России" также сказали, что кампания Анатолия Пахомова будет непартийной. "На мэрских выборах админресурс эффективнее партийной поддержки,— объяснил один из партийцев.— Тем более после Мурманска (там кандидат "Единой России" проиграл выборы мэра города) мало кто верит, что в партии власти есть супертехнологи. А Пахомова, скорее всего, будут представлять как кандидата реальных, а на самом деле виртуальных дел".
Доктор политических наук Михаил Савва появление большого количества претендентов объяснил тем, что в городе преодолен порог терпения населения: "За короткое время в Сочи должен появиться четвертый глава города — это и вызвало ответную протестную реакцию". "Ничего похожего ни по количеству, ни по составу претендентов на выборах любых уровней я не помню",— добавил директор Краснодарского краевого социологического центра Николай Петропавловский. Аналитик связывает это с углублением финансового кризиса, когда "люди, которые находились на скудном оппозиционном пайке, вдруг получили возможность заявить о себе — их идеи могут быть востребованы".
Адвокат Вадим Прохоров, специализирующийся на избирательном законодательстве, считает, что выборы мэра Сочи могут иметь далеко идущие последствия. Он подчеркнул, что "все идет к тому, чтобы прямые выборы мэров были заменены на схемы, исключающие участие народа, например назначение градоначальника из числа депутатов горсовета или наем сити-менеджера".