Глобальные меры Медведева
Глава российского государства объяснил мировым лидерам свое видение выхода из кризиса и поведал о тайнах собственной политической кухни
Президент Дмитрий Медведев предложил мировому сообществу на саммите в Вашингтоне набор средств, направленных на стабилизацию мировой финансовой системы. Инициативы российского руководителя получили адекватную реакцию лидеров ведущих государств мира: в числе прочих они вошли в итоговое коммюнике саммита. Глава России сделал несколько важных заявлений, касающихся и внутренней политики страны. Медведев объяснил, зачем в стране правится Конституция и почему он обратился с Посланием к парламенту на следующий день после выборов в США.
С корабля – на ужин
Дмитрий Медведев прилетел на саммит «двадцатки» прямо с саммита Россия–Евросоюз в Ницце. С военной авиабазы «Эндрюс», где приземлился борт главы государства, кортеж российского лидера отправился в Белый дом – на званый ужин уходящего президента США Джорджа Буша. По замечаниям американских журналистов, угощение обошлось в баснословную сумму: на эти деньги, шутили они, можно было бы погасить последствия финансового кризиса. Помимо глав 20 государств (вернее, 21 – в последний момент было решено пригласить для участия в саммите и премьер-министра Испании Хосе Луиса Родригеса Сапатеро (который до этого в списке не значился и был весьма расстроен этим обстоятельством), на ужин были приглашены руководители Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка. Представители мировых финансовых институтов за ужином пригласили российского президента присоединиться к Форуму финансовой стабильности, куда уже входят ведущие экономики мира. Форум был недавно создан – чтобы в постоянном режиме координировать меры преодоления последствий мирового финансового кризиса.
Хмурое утро субботы в Вашингтоне началось для российского лидера с двусторонних встреч. Первым делом он пообщался со своей коллегой – федеральным канцлером Германии Ангелой Меркель в гостинице «Сент Риджерс», где остановились лидеры «двадцатки». Затем глава государства переместился в Национальный архитектурный музей – там должно было пройти рабочее заседание глав государств и правительств «группы двадцатки». Каждый лидер «двадцатки» удостоился личного приветствия Джорджа Буша.
Выступая перед представителями ведущих стран мира, Медведев подчеркнул: прежние закономерности в финансовой системе не способны регулировать мировую экономику. «Это глобальный кризис ХХI века. На мой взгляд, он говорит о исчерпанности ряда принципов послевоенного экономического мироустройства. Мы наблюдаем неадекватность многих созданных в то время международных структур и систем (включая структуры безопасности), поэтому сейчас нужны не менее мощные, чем десятилетия назад, идеи.
Нам придется перестраивать всю международную финансовую архитектуру, делать ее открытой и справедливой, эффективной и легитимной. И, повышая роль существующих, надо создать новые коллективные структуры глобальной координации и регулирования», – заявил российский лидер. Медведев также предложил создать комиссию из международных экспертов для координации усилий стран «двадцатки» в процессе урегулирования последствий кризиса.
Выступления других лидеров были выдержаны в риторике, схожей со стилистикой речи российского президента. В частности, фактически всеми было отмечено: необходимо срочно принять меры для предотвращения рецессии. Вместе с тем участники заседания договорились: в конце марта они соберутся на новый саммит, чтобы оценить итоги выполнения нынешней программы немедленных действий. Он пройдет в Японии или Великобритании. План действий должен быть реализован до 31 марта – решили лидеры «двадцатки».
После обеда в резиденции посла России в США состоялась беседа российского лидера с премьер-министром Великобритании Гордоном Брауном. Там же Медведев переговорил с председателем КНР Ху Цзиньтао.
Подробности дискуссии, развернувшейся на пленарном заседании, Медведев рассказал на встрече с членами Совета по международным отношениям. Это одна из самых влиятельных непартийных общественных организаций в США. Медведев стал первым главой государства за всю историю Советского Союза и новой России, участвовавшим в заседании клуба. Модератором дискуссии выступила экс-госсекретарь Мадлен Олбрайт. Общение проходило в режиме вопросов и ответов. Медведев отвечал на вопросы американской элиты полтора часа. Кстати: столько же длилось его выступление с Посланием к представителям элиты российской.
На правах ведущей целый блок вопросов задала Олбрайт. «Почему вы решили продлить срок полномочий?» – спросила она. «Это нормально для власти – стараться укрепить свои возможности», – пошутил президент. И добавил: «Но я руководствовался другими соображениями». «Наша Конституция в целом удачная, современная, содержащая тот набор прав и свобод, которые являются актуальными. Это Конституция президентской республики, а Россия может существовать только как президентская республика. Россия слишком большая и сложная, состоящая из многих субъектов Федерации, многоконфессиональная страна. Но это не значит, что Конституция идеальна, и смысл изменений связан с тем, чтобы создать стабильность на определенный переходный период. Я считаю, что в ближайшие 30–40–50 лет России необходима стабильная политическая система: сильный парламент и сильный президент», – объяснил Медведев свои побуждения. «Может, через 30–40 лет мы сможем вернуться к другим срокам, но это будет уже не моя проблема», – улыбнулся Медведев.
Лекарство от кризиса доверия
Отвечая на вопрос о российско-американских отношениях, глава государства отметил: «В последнее время возник кризис доверия. И в российско-американских отношениях нет доверия, которое необходимо. Именно поэтому мы связываем надежды с приходом новой администрации. Мы можем изменить стратегически контекст российско-американских отношений».
Касаясь темы безопасности, Медведев пообещал: «Мы не будем действовать, отвечая на европейскую ПРО первыми. Мы будем действовать в порядке ответных шагов, и то, если программа будет реализована в неприемлемом для нас варианте. Лучше иметь глобальную противоракетную оборону, чем иметь фрагменты ПРО, которые только раздражают».
Отвечая на вопрос о возможности вступления России в НАТО, президент заметил, что момент, когда Североатлантический альянс мог пригласить Россию к участию в этой организации, был упущен, но это не означает, что Россия не хочет выстраивать диалог с НАТО. Кроме этого президент рассказал, каким ему видится новый институт. России хотелось бы иметь площадку, где она могла бы обсуждать самые разнообразные проблемы. ОБСЕ, заметил президент, «не совсем для этого годится, за последнее время она не действовала эффективно. Хотелось бы, чтобы была организация, которая объединяет не только все государства в Европе, но и НАТО, и Евросоюз, СНГ, ОДКБ. И, если такой форум мы получим, он может быть позитивен. Он не должен заменить существующие институты, но создать возможность для России и других организаций откровенно высказывать свою позицию. Возможно, если бы мы имели организацию, мы могли бы избежать те трудности, которые возникли в августе в Южной Осетии».
Секреты президентской кухни
Напоследок Медведева спросили: почему он выступил с Посланием Федеральному собранию 5 ноября, когда весь мир обсуждал победу на выборах Барака Обамы? Медведев решил быть откровенным: «Я раскрою вам нашу внутреннюю кухню: я два раза переносил срок Послания, потому что не был доволен текстом, в итоге взял его в свои руки и начал все это править. Я с глубоким уважением отношусь к США, но я абсолютно не помнил о том событии, которое должно было состояться в этот день».
Российский лидер в Вашингтоне всячески старался подчеркнуть, что к принятию решений по стабилизации мировой финансовой системы и выстраиванию новой финансовой архитектуры на полноправной основе должны быть привлечены молодые экономики мира. Он ясно дал понять, что у России есть вполне определенные амбиции: не только отчасти вмешиваться в этот процесс, но и играть в нем существенную роль. В частности, президент Медведев на саммите «двадцатки» в Вашингтоне предложил упорядочить национальные валюты и международные механизмы регулирования, повысить прозрачность публичных компаний, усилить надзорные требования, усовершенствовать работу рейтинговых и аудиторских компаний и систему бухгалтерского учета, а также создать систему быстрого оповещения и принятия антикризисных решений в мире. Инициативы Медведева в числе прочих предложений попали в итоговое коммюнике саммита в Вашингтоне.
Саркози: «Мы думаем одинаково»
Днем ранее российский лидер обсудил инициативы, обнародованные в Вашингтоне, с европейскими лидерами на саммите Россия–ЕС в Ницце. Президент Франции Николя Саркози признался, что тезисы Медведева фактически совпадают с предложениями лидеров Евросоюза. «Приятно, что мы думаем одинаково», – сказал он.
Впрочем, тема мирового финансового кризиса на саммите не была основной. Европейских лидеров больше волновало намерение Медведева разместить противоракетный комплекс «Искандер» в Калининграде для подавления американской ПРО в Польше и Чехии. В том случае, конечно, если администрация США приступит к реализации этих планов в ближайшее время. «Надо сделать все, чтобы избежать развертывания ракет до тех пор, пока не будут заложены основы безопасности в Европе и заключен договор о глобальной безопасности в Европе. Медведев сказал, что сделает все возможное для этого», – выразил надежду Саркози. Широкое обсуждение вопросов европейской безопасности французский президент предложил продолжить на саммите ОБСЕ, который ориентировочно состоится летом следующего года.
Глава Российского государства спорить не стал, но уточнил, что к участию в саммите неплохо было бы привлечь не только США (которые входят в ОБСЕ), но и НАТО, чтобы наконец согласовать свод правил глобального договора о европейской безопасности с учетом российских предложений. При этом он объяснил, что высказанное им намерение было лишь реакцией на решение США разместить комплексы противоракетной обороны в Польше и Чехии. «Мы все должны воздерживаться от шагов, влияющих на безопасность», – предупредил он.
Еще одним важным итогом саммита стало решение о возобновлении переговоров по новому соглашению о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией. Предыдущий договор с Евросоюзом был заключен в 1997 году сроком на 10 лет. Немудрено, что он устарел и нуждается в серьезном обновлении. Однако проведению переговоров о заключении нового договора на протяжении 17 месяцев препятствовали страны – участницы ЕС: Литва и Польша. Начало процессу было положено на саммите в Ханты-Мансийске в июне этого года. Впрочем, переговорный процесс, едва начавшись, затормозился сразу после того, как Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии после военной операции Грузии против Южной Осетии. «Мы не были согласны с таким решением России. Но оно стало реакцией на ситуацию в зоне грузино-осетинского конфликта. Однако я считаю, что разногласия не должны мешать процессу переговоров», – заверил Саркози.
Медведев заметил, что накануне встречался с российскими и европейскими предпринимателями, и они настоятельно попросили российского лидера и его европейских коллег ускорить работу над новым договором.
Французский президент заверил, что со стороны Евросоюза для заключения договора будет сделано все необходимое. При этом он выразил готовность оказать всемерную поддержку России для вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО). «Россия должна как можно скорее вступить в ВТО!» – вынес вердикт Саркози.
Канны: вступать или не вступать?
Проблему затянувшегося вступления России в ВТО Медведев обсуждал на юбилейном, десятом, круглом столе российских и европейских промышленников 13 ноября во французских Каннах. «Сама организация (ВТО) не совсем приспособлена к вступлению новых членов, – посетовал президент. – Вступать или не вступать? Моя позиция: хватит переговоров, и надо уже решать, надо вступать, но не на унизительных для России условиях!» С российской стороны в этой организации председательствует глава «Роснано» Анатолий Чубайс, который поддержал российского лидера: «Хватит переговоров! Мы вступаем уже 14 лет! Не обновили, еще, конечно, рекорд Китая, который вступал 17 лет». «Это не тот рекорд, к которому надо стремиться», – отреагировал Медведев. «Какие остались проблемы президентского уровня? Да их просто нет», – возмутился Чубайс.
Помимо обсуждения темы ВТО президент рассказал предпринимателям о том, как государство будет взаимодействовать с частным сектором во время кризиса. Модель, предложенная Медведевым, довольно проста: государство будет выкупать доли предприятий, нуждающихся в государственной поддержке, но только на время. «Но от купленных пакетов надо будет впоследствии избавиться в ходе приватизации, так как до этого они принадлежали частным компаниям», – объяснил президент. Одновременно Медведев пообещал, что еще до конца года внесет в Госдуму законопроекты, направленные на создание в России мирового финансового центра на базе российского рубля.