10 блоков Путина
Чиновники определили меры по спасению предприятий в условиях кризиса
«Чем быстрее мы запустим новые факторы экономического развития и роста, тем увереннее пройдем через период мировой нестабильности», — заявил, подписав новый план, премьер Владимир Путин.
Дошли руки
Среди принятых мер неожиданно оказались те, что долго не могли сдвинуться с мертвой точки. Например, увеличение возможностей по инвестированию пенсионных накоплений «молчунов» и выпуск инфраструктурных облигаций под гарантии ВЭБа. Оба проекта должны быть внесены в правительство в начале 2009 г.
Меры объединены в 10 блоков. Больше других государство беспокоится за банковский сектор и поддержку внутреннего спроса. Приоритеты спасения — сельское хозяйство, строительство, машиностроение и оборонно-промышленный комплекс (ОПК). Правительство определит, какие секторы должны кредитовать банки, увеличит субсидии предприятиям и поддержит рублем естественные монополии и госкорпорации.
Розница, которую Путин неделю назад считал приоритетом, в последний момент исчезла из списка. Это лишь промежуточное звено, а идеология поддержки строится на поддержке конечного спроса, объясняет чиновник правительства. Системообразующие банки быстро прокредитовали предприятия ритейла, «проблема ушла», уверяет замминистра промышленности и торговли Станислав Наумов. Необходимость поддержки не пропала, расстроен главный исполнительный директор X5 Retail Group Лев Хасис: возможно, она пойдет следующим пакетом мер. Меры приняты достаточные — госбанки начали выдавать новые кредиты и не требуют обратно старые, не согласен гендиректор «Магнита» Сергей Галицкий. Контроль правительства был максимальный — вице-премьер Игорь Шувалов сам позвонил и спросил, пошли ли деньги, вспоминает он.
Не оказалось в итоговой версии и поддержки электроэнергетики. Программы требуют дополнительного анализа, говорит помощник президента Аркадий Дворкович: не исключено, что будут разработаны новые меры по поддержке и этой отрасли.
Прямые вливания
Основной механизм, которым правительство будет спасать экономику, — это субсидии из федерального бюджета, а главный бенефициар — ВПК, эту отрасль государство поддержит со всех сторон. Военные предприятия получат субсидии на погашение части затрат на уплату процентов по кредитам, субсидии во избежание банкротств и расширенную практику инвестиционно-налоговых кредитов.
Повезло и агропрому: ВЭБ начнет кредитовать крупные проекты, увеличится капитализация Россельхозбанка и «Росагролизинга», а бюджет оплатит проценты по кредитам (по ставке рефинансирования ЦБ). Это вынужденная мера, говорит чиновник правительства, урожай в мире хороший и сельхозпродукция дешева.
Возрастут субсидии экспортеров. В 2009 г. на них в федеральном бюджете заложено 3 млрд руб., предполагается удвоить сумму и распространить поддержку на большее количество предприятий, рассказывает Наумов.
Стратегические предприятия тоже получат господдержку: уполномоченные правительством организации будут выкупать их допэмиссии. План предусматривает и поддержку инвестпрограмм естественных монополий и госкорпораций. Есть проекты, которые в любом случае должны быть реализованы, например Олимпиада, объясняет Дворкович: в каждом случае будет приниматься отдельное решение.
Стоимость нового антикризисного пакета еще не подсчитана, вздыхает чиновник Минфина: поправки в бюджет будут вноситься в феврале.
Новый Госплан
Государство решило не только давать банкам деньги, но и указывать, на что их потратить. Это коснется всех банков, которые воспользуются господдержкой «в различных формах». Уже в ноябре ЦБ даст рекомендации коммерческим банкам, а правительство подпишет директивы по кредитованию некоторых отраслей в приоритетном порядке. В список вошли автомобилестроение, сельхозмашиностроение, авиаперевозки и жилищное строительство. На кредитование ОПК, сельского хозяйства и малого бизнеса банки должны будут установить квоты.
Автомобилестроение и сельхозмашиностроение не были обеспечены ресурсами ФЦП, поэтому попали в перечень приоритетных, объясняет Наумов, а субсидии автопрому поддержат спрос на металлургическую продукцию. Это не значит, что остальные отрасли будут кредитоваться по остаточному принципу, уверяет пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков: документ не догма и может расширяться.
Следить за исполнением рекомендаций будут Минэкономразвития и ЦБ.
Новация коснется прежде всего Сбербанка, ВТБ, Газпромбанка и других банков, которые получат субординированные кредиты (всего обещано до 950 млрд руб.), говорит чиновник Минфина: для остальных это будет лишь рекомендация. Эти рекомендации могут распространиться и на банки, которых прокредитуют Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк, отмечает он. Окончательное решение будет за банками — государство лишь дает сигнал, отмечает Дворкович.
То, что государство увязывает предоставление банкам финансирования с рекомендациями по кредитованию конкретных отраслей, естественно, считает президент Альфа-банка Петр Авен: в каждом секторе можно найти, кого кредитовать. «Правительство не предлагает ничего экзотического, мы и так эти отрасли кредитуем», — добавляет председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин. Однако использование госсектора для коммерческих кредитов похоже на госпланирование, замечает он.
Надо налаживать не субсидирование ставки, а сам механизм кредитования, уверен Владимир Сальников из ЦМАКП, меры никак не стимулируют инвестиции компаний. Меры не стратегические, а пожарные, продолжает он: идея использовать кризис для рывка в развитии промышленности не реализована.
«Под соусом кризиса увеличивается вмешательство государства в экономику. Это мало поможет российской промышленности», — говорит бывший министр экономики, научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин. Увеличение роли государства в управлении экономикой — необходимое, но временное явление, считает руководитель аналитического центра при правительстве Андрей Зверев: это ответ на новые реалии.