Москва не так продала «Россию»
Шалва Чигиринский почти потерял гостиницу «Россия»
В конкурсе по «России» в ноябре 2004 г. участвовали компании «СТ девелопмент» (подконтрольна Чигиринскому), «Монаб» (входит в структуру «Еврофинанс-Моснарбанка»), австрийская Strabag и ООО «Консайн». Победитель — «СТ девелопмент» — должен был строить многофункциональный комплекс (360 000 кв. м) по проекту Нормана Фостера. Инвестиции планировались на уровне $830 млн, а сейчас их объем вырос до $1,5 млрд.
25 февраля 2005 г. «Монаб» оспорила результаты конкурса в Арбитражном суде Москвы, но иск отклонили. Отказ подтвердили Девятый арбитражный суд и Федеральный арбитражный суд Московского округа. Но в октябре 2006 г. Высший арбитражный суд (ВАС) итоги конкурса отменил: мэрия Москвы якобы не учла интересы других собственников гостиницы, и земельный участок после сноса должен быть выставлен на торги. Вопрос о договорах (аренды и инвестконтракта) мэрии с «СТ девелопмент» ВАС вернул на новое рассмотрение. В августе 2007 г. Арбитражный суд Москвы не признал их незаконность, но Девятый арбитражный апелляционный суд это решение отменил, а вчера признал договоры незаконными.
«Решение вступает в силу после оглашения. Значит, “СТ девелопмент” обязана все работы приостановить», — говорит партнер «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Виталий Можаровский. Cтарший юрист отдела недвижимости компании Sameta Денис Шорин добавляет, что по закону должен быть новый конкурс и его также могут выиграть структуры Чигиринского. А если нет, то неясен вопрос о $200 млн, потраченных «СТ девелопмент» на объект. По словам Шорина, «СТ девелопмент» еще может оспорить это решение в Федеральном суде и ВАС, но исходя из практики шансы на положительное решение минимальны.
«Мы будем подавать кассацию», — подтвердил представитель «СТ девелопмент» Илья Левитов. Остальные вопросы, по его словам, должен решать собственник гостиницы — правительство Москвы. Получить комментарии мэрии и «Монаб» вчера не удалось. Ранее в мэрии рассматривался вариант инвестконтракта между «СТ девелопмент» и ОАО «Россия» (формальный собственник), он не требовал конкурса. Но, по мнению Можаровского, это было возможно только до сноса: по Гражданскому кодексу в случае «гибели» объекта права собственности на него прекращаются. Сейчас «Россия» снесена на 95%.