Бой своих
Появилась информация, что Су-25 был сбит ракетой, пущенной с другого штурмовика
Причиной гибели Су-25 и его пилота подполковника Сергея Яковенко могло стать роковое стечение обстоятельств - самолет сбила ракета, пущенная со второго штурмовика.
Трагедия случилась 20 марта в Приморском крае, недалеко от пункта Новосельское. Штурмовик Су-25 из 187-го гвардейского штурмового авиаполка выполнял обычный тренировочный полет на боевое применение. Он должен был поразить наземные цели на полигоне. Но при заходе на боевой курс штурмовик взорвался в воздухе, его пилот - 39-летний командир эскадрильи подполковник Сергей Яковенко погиб.
Сразу была выдвинута версия, что под крылом самолета мог самопроизвольно взорваться старый боеприпас - ракета или авиационная бомба. Дело в том, что при длительном хранении, тем более если нарушаются условия хранения, в боеприпасах может произойти расслоение взрывчатки в боевой части или пороха в твердом топливе. При вибрации и тряске, что неизбежно при полете, теоретически в месте расслоения может возникнуть электростатическое напряжение, воспламенение и взрыв. А очевидцы как раз и утверждали, что видели яркую вспышку в районе крыла.
Однако разбор того трагического полета, сообщило информагентство Интерфакс-АВН, привел к ошеломляющему выводу. Источник агентства утверждает, что Су-25 сбила ракета, выпущенная со штурмовика, летевшего сзади. По этой версии, неуправляемая ракета С-8 попала в заднюю часть фюзеляжа и вполне могла привести к детонации всего боекомплекта штурмовика.
В результате мощного взрыва пилот, который защищен бронированной капсулой, мог получить сильную контузию, потерять сознание и не успеть катапультироваться.
Как правило, штурмовики на учебное боевое применение летают парами. Один самолет, ведущий, идет впереди, а за ним следует ведомый, который еще и должен прикрывать своего командира. По существующим правилам при таком построении самолеты должны лететь на разных высотах и в стороне один от другого. То есть ведомый должен быть выше или ниже и обязательно левее или правее ведущего. Такое положение обеспечивает постоянный визуальный контакт двух самолетов и безопасность при стрельбе.
Если версия подтвердится, придется еще и выяснять, как могло случиться, что ведомый, пуская ракету, оказался на одной линии с ведущим.
Непонятно, правда, почему о втором самолете в первоначальных сообщениях с места катастрофы вообще не упоминалось. А ведь стрельбу ракетой не могли не видеть все, кто наблюдал за пусками с земли. Радарные комплексы, отслеживающие полеты боевых самолетов в обязательном порядке, тоже должны были выдать информацию о поражении именно ракетой, а не о самопроизвольном подрыве. Вполне возможно, о ведомом штурмовике не упоминали именно потому, что такое ЧП из ЧП очень даже нелицеприятно.
Пресс-служба ВВС не подтверждает факт поражения Су-25 ракетой самолета, летевшего сзади. Помощник главкома ВВС по информационному обеспечению полковник Александр Дробышевский заявил, что "расследование продолжается, официальную причину авиационной катастрофы может назвать только председатель комиссии по расследованию авиапроисшествия".
Тем не менее, как сообщили наши источники на Дальнем Востоке, в 187-м штурмовом полку версия о поражении ведущего ракетой, пущенной его ведомым, у всех на устах, ее рассматривают едва ли не как единственно верную.
Тем временем командование ВВС сняло ограничения на полеты штурмовиков Су-25, введенные после авиакатастрофы 20 марта в Приморье. Это свидетельствует о том, что расследование причин гибели самолета и его пилота завершено. И косвенно подтверждает верность версии поражения Су-25 ракетой ведомого штурмовика. Поскольку, если бы причина катастрофы была в отказе авиатехники или самопроизвольном взрыве боеприпасов, то отмены на запрет полетов так быстро бы не последовало.