Кандидат с "положительной аурой"
Вчера генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров обнародовал очередные прогнозы результатов выборов президента и пояснил, чего именно россияне ждут от нового лидера государства.
Социологический барометр за две недели до выборов не предвещает ни бурь, ни цунами, ни сколько-нибудь сильных потрясений. По данным последних опросов ВЦИОМ, среди четырех кандидатов на пост номер один уверенно лидирует Дмитрий Медведев. Сколько процентов получат кандидаты, какова будет цифра явки? Глава ВЦИОМ привел по меньшей мере три версии - в зависимости от самих результатов опроса, их "пересчета" с поправочными коэффициентами, выведенными на основе богатого опыта, и мнений экспертов.
Подробные опросы по собственной инициативе ВЦИОМ проводил в январе-феврале еженедельно (последнее исследование 9-10 февраля охватило 1600 человек в 153 населенных пунктах 46 регионов РФ методом интервью на дому, статистическая погрешность не более 3,4 процента). О своем более или менее твердом решении прийти на выборы заявили 85 процентов россиян, не хотят идти к урнам примерно 9,2 процента, не дали ответа 5,8 процента.
"Если вы собираетесь принять участие в президентских выборах, то за кого из кандидатов вы бы проголосовали?" - спросили социологи россиян. Судя по ответам граждан, собравшихся идти на выборы, Медведев может получить 69,9 процента голосов, Зюганов - 9,1, Жириновский - 7,8, Богданов - 0,9 процента. Выросло число тех, кто твердо решил все-таки голосовать. Федоров связывает это с тем, что кампания набрала обороты, активно идут дебаты, а в СМИ публикуются программы кандидатов и агитационные ролики.
Социологи - люди опытные и знают, что обычно респонденты им что-то недоговаривают. То не за тех голосуют, за кого собирались, то клянутся прийти, но остаются дома... Поэтому, по словам Федорова, ВЦИОМ применил и собственные методы прогноза с поправкой на наши национальные особенности. Гендиректор крупнейшей социологической службы России считает, что явка на выборах 2 марта составит более 68 процентов (в 2004 году за президента голосовали 64,4%, в 2000-м - 68,7%). "На первых выборах Дмитрия Медведева явка будет примерно, как на первых выборах Владимира Путина", - заявил Федоров. С той же поправкой на "коэффициент достоверности" социологи предсказывают, что Медведев получит 73,5 процента голосов, Зюганов - 13,5, Жириновский - 11,6, Богданов - 1,3 процента.
Сыграли роль и рекомендация Владимира Путина, и личный авторитет руководителя нацпроектов, и то самое отсутствие лучшей альтернативы. Но если раньше Медведева воспринимали только как члена "команды Путина", то сейчас он уже приобрел и собственную "положительную ауру" (хотя пока о нем как о личности люди знают довольно мало). В Дмитрии Медведеве его сторонников привлекают профессионализм и опыт, особенно приобретенный и реализованный на работе в социальной сфере, молодость и здоровье. Отказ кандидата участвовать в дебатах, по данным ВЦИОМ, на его рейтинге не сказался. Кстати, когда на думских выборах социологи попросили граждан назвать партии, "победившие в дебатах", респонденты уверенно отдавали пальму первенства "Единой России", которая вообще дискуссий не вела. Видимо, "по совокупности" очков.
В целом же от нового лидера страны люди ждут стабильности, преемственности власти, повышенного внимания к социальной сфере и укрепления международных позиций России, причем несиловыми и невоенными методами.
В эти дни ВЦИОМ отмечает свое 20-летие. Поэтому от злободневных комментариев Валерий Федоров перешел к вечным темам: а нужна ли социология вообще, доверяют ли люди социологам и не считают ли их "манипуляторами" общественным мнением? В ходе опросов ВЦИОМ выяснил, что каждый третий россиянин хоть однажды побыл в роли респондента, а для неохваченных, пошутил Федоров, "вероятность поучастовать в опросе в ближайшие 20 лет составляет 30 процентов".Отношение к социологам в обществе двойственное. 76 процентов, что сильно радует ученых, уверены, что их опрашивают, чтобы "узнать мнение людей". Однако 16 процентов все же уверены, что исследователи что-то выпытывают у них "в корыстных целях". 51 процент россиян уверены, что социологи действуют в интересах науки, 21 - отрицают это, а 28 процентов просто "не знают" ответа, зачем к ним пришли с опросником наперевес. Четверть россиян думают, что социологи заняты "манипуляциями" общественным мнением. Это грустно. Но более трети так не считают. Это Федорова радует.
ВЦИОМ ведет свою историю с 1987 года, у его истоков стояли выдающиеся ученые и общественные деятели. Их имена в предвыборной горячке вчерашней пресс-конференции почему-то так и остались неупомянутыми. Корреспондент "РГ" поинтересовался у нынешнего главы ВЦИОМ, свойственна ли социологической науке преемственность и не пополнило ли, например, имя Юрия Левады список (как незадолго до того выразился Федоров о политических лидерах) "поверженных кумиров".
- ВЦИОМ - не академический институт и никогда им не был, хотя научная составляющая нашей работы и существует, - ответил Валерий Федоров. - Иначе нам просто не на что было бы опираться. Мы не занимаемся фундаментальными исследованиями. Для этого есть два специальных института, финансируемых из бюджета, - Институт социологии РАН и Институт социально-политических исследований РАН. У нас нет строки в госбюджете. Мы сами зарабатываем себе на жизнь, прежде всего опросами в разных сферах (политика составляет около трети). Сегодня, за две недели до выборов президента, пресс-конференция посвящена именно им. Пройдет время, и, я думаю, мы будем говорить на другие темы. Что же касается наших предшественников, конечно, я должен назвать Юрия Леваду. Это тот человек, с чьим именем ВЦИОМ всегда ассоциировался и ассоциируется до сих пор. И, конечно, от такого наследства никто не отказывается. Конечно, я назову недавно ушедшего из жизни Бориса Грушина и ныне здравствующего академика Татьяну Заславскую, первого руководителя ВЦИОМ. Каждый из них внес в него неоценимый вклад. Сегодня - мне не стыдно это сказать - людей, сопоставимых с этими фигурами с научной точки зрения, во ВЦИОМ нет. Это для нас большая боль. Ушло поколение. Сегодня ВЦИОМ - это молодая, динамичная команда. Но она занимается тем, чем и должна заниматься: прикладными, а не фундаментальными исследованиями.