Как сорвать Банк Москвы
Бессменный президент Банка Москвы Андрей Бородин и его советник Лев Алалуев хотят довести свою долю до блокпакета. Вероятно, они уже близки к цели, отмечает Fitch Ratings
Бородин возглавляет Банк Москвы c его основания в 1995 г. Официально его доля в капитале банка — 0,00024%, но в конце прошлого года банк признал, что Бородин и его советник Лев Алалуев через подконтрольные им компании стали владельцами 8,7% банка «в пропорции 80/20» (у Бородина — 6,96%, у Алалуева — 1,74%).
Как Бородин и Алалуев получили эти акции, банк не сообщил (Бородин вчера тоже не стал это рассказывать), зато предупредил, что впоследствии их доля может вырасти.
Насколько — рассказал вчера Бородин. Он заявил, что планирует вместе с Алалуевым довести пакет в банке до блокирующего в период «от ближайших месяцев до двух лет». «Мы планируем увеличивать свою долю в Банке Москвы, в том числе и в рамках планирующейся допэмиссии акций, за счет других акционеров», — сказал Бородин, не назвав их.
Допэмиссию на 8 млрд руб. Банк Москвы планирует провести во II-III квартале, сообщил Бородин. По его словам, правительство Москвы подтвердило свое участие в допэмиссии, с J. P. Morgan (владеет 2,2%) это еще не обсуждалось.
Представитель департамента имущества правительства Москвы заявил, что у него нет данных о допэмиссии Банка Москвы, представитель J. P. Morgan Майкл Голден от комментариев отказался, связаться с президентом Столичной страховой группы Юрием Горбатовым (в нее входит Московская страховая компания, владеющая 15,4% Банка Москвы) не удалось.
Согласно меморандуму к выпуску евробондов 35,8% акций Банка Москвы принадлежит девяти ООО (не более 4,5% у каждого).
Менеджмент банка недавно сообщил Fitch Ratings, что Бородин и Алалуев получили контроль в нескольких ООО, владеющих миноритарными пакетами, говорит аналитик агентства Александр Данилов. Он не исключает, что они или близкие к ним структуры уже контролируют более 8,7%, поэтому приобретение блокпакета может выразиться лишь в упрощении структуры владения этими акциями и последующем раскрытии информации об их реальных владельцах.
Гендиректор «КИТ фортис инвестмент менеджмент» Владимир Кириллов также предполагает, что блокпакет уже находится под контролем топ-менеджеров банка, только по-другому структурирован.
«Мы получили заверения от банка и от представителей московского правительства в том, что город сохранит контроль в Банке Москвы. Вместе с тем остается неясным вопрос о том, будет ли город напрямую участвовать в предстоящем выпуске акций и если да, то в каком объеме», — говорит Данилов. Fitch недавно выразило обеспокоенность усложнением структуры владения банком, снижением прямой доли города в его капитале и отметило возможность снижения рейтингов банка.
«Если подтвердится, что топ-менеджмент контролирует блокпакет акций, либо он получит над ним контроль, для нас важно будет понять, как это может влиять на корпоративное управление в банке», — говорит Данилов.
Вчера 8,7% акций Банка Москвы стоили $520 млн, блокпакет — $1,56 млрд. На вопрос, какие средства пошли на покупку 8,7% акций, Бородин ответил: «Все, что нажито непосильным трудом».
Банкиры считают Бородина сыном друга мэра Москвы Юрия Лужкова. В хороших отношениях с мэром и Алалуев. В 1998 г. журнал «Профиль» охарактеризовал его как человека, «который знает Лужкова больше 30 лет и которого тот как-то назвал другом и братом». C 1995 г. он работает советником Бородина, в 1997 г. вошел в совет директоров.
Первому заместителю гендиректора УК «Альфа-капитал» Алексею Тухтуру не известно, есть в Банке Москвы существенная доля у менеджеров или нет. По его мнению, в ближайшем будущем правительство Москвы не откажется от контроля над банком, а увеличение доли менеджеров он считает «чем-то вроде поощрения для них».