Эфир – не место для дискуссий
Зюганов и Жириновский заключили негласный пакт о ненападении
Как и следовало ожидать, теледебаты в отсутствие официального преемника президента превратились в банальное популистское «окучивание» электората остальными участниками кампании.
Первая «схватка» между претендентами на высший государственный пост произошла в понедельник в 17.50 на канале ТВЦ. На следующий день в 7 утра к предвыборной эстафете подключился Первый канал. Дискуссионный настрой мероприятия заранее был сведен к нулю. Каждому кандидату отводилось несколько минут на выступление, затем предлагалось ответить на «каверзные» вопросы оппонентов и ведущего. Любая попытка вмешательства в монолог мгновенно и жестко пресекалась. Подавляющую часть времени камеры показывали говорящего кандидата, в то время как реакция его соперников оставалась за кадром. Впрочем, участники дебатов особого недовольства предложенным форматом не высказывали. «Мне полемика не нужна, – сообщил председатель ЛДПР Владимир Жириновский. – Я хочу общаться только со своими избирателями».
Лидеру КПРФ Геннадию Зюганову, ранее грозившему объявить теледебатам бойкот, по всей видимости, удалось выторговать себе некие «гарантии неприкосновенности» и подписать негласный пакт о ненападении с Жириновским. Последний не атаковал вождя КПРФ, переведя «огонь батарей» на лидера ДПР Андрея Богданова.
Более того, во время выступлений Зюганова вождь либерал-демократов зачастую одобрительно кивал. Глава КПРФ взирал на происходящее в студии свысока, излучая спокойствие и уверенность. Пользуясь неограниченной свободой, он подробно рассказал об «азимутах внешней политики» и преимуществах плановой экономики. А также сделал ряд критических заявлений в адрес власти, отметив, например: «Когда пришел Путин, у нас было 7 миллиардеров, а теперь их 78». Со снисходительной улыбкой заслушав выступление Богданова, глава Компартии не преминул подколоть кандидата-самовыдвиженца. «Андрей уже пробовал попасть в Госдуму и набрал меньше 100 тысяч голосов», – напомнил Зюганов. В позиции лидера КПРФ был только один недостаток – его развернутые, но подчас монотонные и сухие выступления прозвучали ранним утром и вряд ли произвели впечатление на едва проснувшихся россиян.
Участвующий в выборах на правах «темной лошадки» Богданов не упустил своего звездного часа. Будучи ко всему прочему профессиональным пиарщиком, он вовсю эксплуатировал образ молодого и прогрессивного политика, идущего на смену «динозаврам». Богданов прибыл на дебаты без галстука, чтобы контрастировать с более строго одетыми Зюгановым и Жириновским. Лидер Демпартии назвал своих собеседников «поколением прошлого тысячелетия» и пообещал привести Россию в Евросоюз и НАТО. «У меня бабушка, которой 85 лет, состоит у вас в партии, и мы с ней часто спорим», – рассказал он лидеру КПРФ. «Вам пора брать пример со своей бабушки», – парировал Зюганов. В целом на протяжении дебатов Богданов выступал скорее в роли мальчика для битья. Тем более что на первых порах действовал он скованно, по-ученически сложив руки на столе и неожиданно прерываясь во время выступления. Оппоненты так и не удосужились задать ему ни одного вопроса, а Жириновский прямо заявил, что Богданов ему не пара, поскольку кандидат он «технический».
В итоге стало ясно: «дебаты на троих», которыми телеканалы на протяжении четырех недель будут развлекать россиян, проходят под диктовку Жириновского. Лидеру либерал-демократов, несмотря на все усилия, не удавалось контролировать собственную фонтанирующую энергию. «Вернемся все-таки к вопросу...» – попытался было ведущий на Первом канале остановить политика. «Нет, не вернемся, – презрел «законы жанра» Жириновский. – Мы кандидаты в президенты и будем говорить то, что считаем нужным». В обычной для себя манере лидер ЛДПР пообещал в случае своего прихода к власти раздать каждому россиянину по 100 тыс. руб. и сделал несколько националистических заявлений о поддержке «русских, православных и славян». Затем и вовсе исполнил обязанности председателя ЦИКа Владимира Чурова. «Идти на выборы! Голосовать! Всем голосовать!» – прокричал лидер ЛДПР под занавес дебатов на ТВЦ. Последовавший после этого ролик ЦИКа, презентующий открепительные удостоверения, выглядел на этом фоне скучно и неубедительно.