Классно быть Овечкиным
Главным российским событием первого отделения звездного уик-энда, который стартовал в Атланте в ночь с субботы на воскресенье, стал бенефис Александра Овечкина, победившего в конкурсе буллитов
ЧЕМПИОНАТ "ХИПАРЕЙ"
Сам факт появления в звездном уик-энде такого конкурса, как "буллиты на выпендреж" (давайте называть вещи своими именами, а не политкорректными энхаэловскими нескладушками вроде "Shootout Challenge"), говорит о многом. Хотя бы о том, что НХЛ перестала даже пытаться дать этому мероприятию хотя бы видимость спортивного состязания. И правильно!
А дал старт всему этому действу Ковальчук, который на утренней пресс-сессии так и сказал: передайте, мол, Мэнни Легаси, что тупо бросать между ногами я ему не буду, вот такой я "блаародный". Впрочем, сказал Илья, главное все-таки - забить. Без гола ведь конкурс не выиграешь, да?
Герой Атланты либо лукавил, либо знал о новом конкурсе очень мало. Какой забить, Илья?! Разве можно думать о таких скучных вещах, когда рядом стоит Овечкин, и корреспондентка MTV спрашивает его, сделает ли он что-то особое специально для нее?
- Да, конечно, - вежливо ответил Александр и тут же заключил девушку в объятия. Та испуганно похлопала ресницами и, собрав разлетевшиеся мысли в кучку, спросила, кого из знаменитостей он считает самой красивой. Овечкин сказал, что предпочитает русских знаменитостей, потому что они - ого-го, это надо видеть. После чего перешли к обсуждению более серьезных тем. Например, где Александр купил свои дивные, лакированные с острыми носками ботинки...
Впервые введенный конкурс буллитов болельщики тем не менее ждали с особым интересом, тем более, если это народное творчество представляют такие великие "хипари" НХЛ, как Ковальчук, Дацюк и Овечкин. Думается, что ради русских массовиков-затейников этот конкурс и стоило выдумать. И когда в последней паре выпендриваться побежал Овечкин, стало окончательно ясно, что Бэттмен не прогадал.
У Овечкина было заготовлено что-то особое. Но это был страшный, свято хранимый секрет. Об этом с самого утра Овечкин говорил всем, кто находился от него на расстоянии протянутого диктофона. Журналисты извелись все, пытаясь угадать, что именно сотворит с бедным Осгудом русский вундеркинд. Может быть, опять ляжет на лед и бросит из-за уха? Или такие мелочи годны лишь для регулярного сезона?
УЛЬТИМАТУМ ДЛЯ БЭТТМЕНА
В общем, было ясно, что москвичу суждено стать семидюймовым гвоздем программы. Он и сам сказал мне, что именно этот конкурс был создан специально для него. Он-де, как любитель баскетбола, настоял на копии конкурса на лучший бросок сверху - с судьями, бешеными трюками и блистательным кривлянием на полную катушку.
- Позвонил Беттмэну и говорю: не будет этого - не приеду! - делился Овечкин леденящими душу подробностями.
И тут же рассказал, что имеет, это ж надо, страшный секрет. Кстати, Александр не на шутку боялся, что его задумку воплотит кто-то другой и придется тут же придумать что-то новое. Как выяснилось, волновался зря: такое может прийти на ум только ему.
В общем, Овечкин решил показать свое умение жонглировать шайбой и бить с лету. Первая попытка не удалась совершенно: шайба не села на крюк, и пришлось импровизировать финт с переводом под неудобную руку. В итоге вместо красивой штучки получился пошлый гол. Голы же в этом конкурсе были делом даже не двадцатым, а сто пятнадцатым. Имидж был - все. Судьи поэтому скривились и выставили оценку чуть выше средней.
Зато во второй раз все вышло на загляденье: и шайбу поднял, и в воздух ее три раза подбросил, и замах был - чудо, а не замах. Правда, не попал Александр по шайбе-то, но это уже пустяки. Ему и этого хватило, чтобы быть признанным лучшим на Востоке.
Когда вздохи поутихли, и пыль улеглась, оказалось, лучший средний балл все же получили буллитмейстеры Запада, но предстоял еще и второй раунд - лучший против лучшего. Овечкин против Гецлафа. С той оговоркой, что Гецлаф - все-таки не Овечкин.
Форвард "Анахайма" решил поднять шайбу на крюк и бросить ее с разворота, но в середине маневра предательская резина свалилась с клюшки. Оценку Гецлафу все равно дали неплохую, и Овечкину требовалось показать что-то покруче. Думаете, ему слабо? Ха!
Новый трюк Овечкина был еще разухабистее. То же жонглирование, но шайбу под конец подбросил метра на три, да еще и сделал под ней разворот на 360 градусов, а уж замах был - просто воздушная тревога, а как громко просвистела клюшка мимо шайбы на этот раз - даже не передать. Сотворив такую штуковину, безусловный победитель конкурса выпендрежников щербато улыбнулся. И поехал себе, подбадривая болельщиков взмахами обеих рук. Хоть те и так уже не знали, куда деться от счастья.
Вообще атмосфера дня к серьезности не располагала. И когда дело дошло до последнего "овечкинского" конкурса (оно и понятно: сладкое на "третье") и были объявлены судьи, которым предстояло оценивать красоту буллитов, недавняя наша озабоченность тем, "Запад" выигрывает или "Восток", нам самим показалась смешной.
Главными ценителями прекрасного назначили комментатора Билла Клемента, бывшего капитана "Атланты" Скотта Мелланби, какого-то лохматого мальчика в кепке и легенду баскетбола Доминика Уилкинса. Самым логичным выбором тут был как раз Уилкинс, в свое время дважды выигравший конкурс НБА по броскам сверху, причем один раз опередив самого Джордана. Личность же патлатого подростка долгое время оставалась для нас страшным секретом. После того как несколько подряд заданных друг другу вопросов: "Слушай, кто это такой?" - не принесли результатов, пришлось пойти и спросить. Оказалось, что какой-то актер.
Членам жюри присяжных раздали таблички с цифрами от одного до десяти и посадили на стульчики прямо на льду. О том же, что было дальше, как-то неудобно писать ни в прозе, ни цензурно, ни даже просто пальцами по клавиатуре. Но пантомима и балет пока не вошли в общепринятый журналистский обиход, а за стихотворчество одного из нас редакторы обещали убить - медленно, но навсегда. Поэтому терпите прозу.
"КОЛ" ДАЦЮКУ
И попытайтесь сами вообразить то, как именно Мартен Сан-Луи хотел обыграть Евгения Набокова, а Евгений ему ни в какую не давался. Сначала, например, коротышка из "Тампы" приблизился к воротам сына казахских степей до того медленно, что чуть ли не ползком, после чего остановился и попытался поднять шайбу на крюк. Второй же наскок на бастионы Набокова он предпринял, двигаясь арьергардом вперед и прикрывая шайбу всем своим не ой каким корпусом. Обе попытки Набоков ликвидировал, нагло ткнув в направлении Сан-Луи клюшкой. Что вообще-то категорическое нарушение этики данного конкурса.
- Набоков повел себя просто по-свински, - негодовал, подмигивая, Ковальчук, когда все было кончено. - За такие штучки его надо было просто удалить на две минуты!
То ли дело культурный человек Крис Осгуд: сам подошел к Овечкину и сказал, что никаких тычков клюшкой не будет, и пусть Великий-Превеликий Александр не чувствует свою фантазию стесненной. О том, как Александр это не почувствовал, сказ будет отдельный.
А вот фантазии Дацюка не повезло: уралец бросал первым и, похоже, не имел четкого представления о том, что от него требуется. Сначала просто потерял шайбу посреди финта, за что судьи одарили его "колами" и "двойками" (за исключением доброго мальчика, давшего "четыре"). Потом решил не сходить с ума и нагло положил Вокоуну "мышку" между щитками, ничего особенного не показав. Судьи не впечатлялись, дав "семерки", "восьмерки" и "четыре" - от Мелланби.
- Вы что, думали, я дам хорошую оценку игроку "Детройта"? С моим-то опытом игры за "Сент-Луис"? Он же мне исторический враг! - сказал Скотт потом в раздевалке.
Голы, как выяснились, в этом конкурсе были непозволительной роскошью. Необходимость как-нибудь запихнуть шайбу мимо вратаря только мешала креативному порыву исполнителей. Наверное, в дальнейшем НХЛ стоит подумать о том, чтобы убрать из конкурса совершенно лишнего там голкипера. Достаточно было бы поставить в "раме" кусок пенопласта с нарисованным на нем Гашеком. Пусть его в крайнем случае двигает туда-сюда палкой стоящий за воротами живой Гашек.
Истинное искусство не забивать буллиты продемонстрировал Гецлаф из "Анахайма": этот сначала сделал финт с отскоком шайбы от собственного конька на крюк, а потом тоже поехал задом и бросил между собственных ног. Именно он в итоге был признан лучшим среди "западников", а не Дацюк, чей гол так и остался единственным для его конференции.
ЛЕОНАРДО, ГРАФ И ПОДУШКА
Илья Ковальчук свой выход на сцену предварил катанием туда-сюда в центре площадки и лихорадочным размахиванием руками. Мол, болейте за меня, люди добрые. Это, пожалуй, была самая ненужная реклама со времен лозунга "Летайте самолетами "Аэрофлота". Как же Атланте за Ковальчука не болеть, когда ей перед началом конкурсов прямо на табло показали про него фильм?! В фильме рассказали о том, что Илья - русский, привели для наглядности примеры других людей, которые в этом плане на него похожи (Достоевский, Барышников, Гагарин), и сообщили, что он родился в тот же день, что и Леонардо да Винчи.
И вот он вышел, наш с вами Леонардо, творить свой шедевр. В моны-лизы под разрисовывание в пух и прах ему был выделен Легаси. С лица последнего действительно редко сходит очень милая и немного потусторонняя улыбка. Есть мнение, что она застыла на нем с тех времен, когда во время локаута Мэнни прибыл в Шереметьево, прижимая к груди собственную подушку.
Ковальчуку с его популярностью в Атланте для победы, наверное, и шайба-то была не нужна. Уилкинс небось сразу же за "девятку" ухватился. Но Илья хотел, чтобы все было по-честному, и, подхватив свою каучуковую подругу, тут же увел ее куда-то к правому бортику. Вернулись они не скоро, но, видимо, что-то у них там не сложилось, потому что Ковальчук послал шайбу куда подальше - в дальний от себя угол, где ее без труда поймал Легаси. Уилкинс покачал головой и перевернул свою "девятку" вверх ногами. Зато Мелланби, спрятав горящее от стыда лицо в ладони, дал бывшему партнеру оценку "семь".
Видимо, на этом вдохновение оставило Леонардо, потому что он тут же побежал к Овечкину и спросил, что делать дальше. Александр посоветовал сделать следующий бросок, стоя на коленях, - авось Легаси разжалобится. Ковальчук послушался - разбежался, пал ниц, проехал так несколько метров и жестом графа, бросающего розу к ногам фрейлины короля, швырнул в тот же дальний угол. Легаси отмахнулся от этой ерунды небрежным движением локтя. Мнение судей разделилось между "семерками" и "восьмерками".
Мудрее всех поступил Габорик. Он вообще решил, что раз голы значения не имеют, то и на правила буллитов можно наплевать. Поэтому сначала словак сделал огромный круг в центре, потом на бешеной скорости понесся к воротам, тут же резко остановился, попробовал обвести Дипьетро финтом и... поехал за ворота. Засунуть шайбу с другого угла ему удалось лишь на совершенно неуместном добивании. Клемент дал Мариану "девятку" за чувство юмора.
БУЛЛИТ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
А потом был вышеописанный овечкинский бенефис, который лишний раз подтвердил, что даже в НХЛ бывают моменты, когда красота исполнения затмевает по важности результат. И как нельзя более символично, что первенствовал в этом триумфе формы над содержанием именно российский хоккеист.
Ведь что есть буллит в западном его понимании? Буллит есть попытка форварда забить гол вратарю в максимально облегченной для этого ситуации. То есть среда для извлечения результата при максимальном КПД. Однозначно не наш путь. В нашем понимании буллит - это чистое поле, воля вольная, простор для художественного кувыркания, любви во ржи и присядки наперегонки. А в дали этой нивы маячат расплывчатым полумиражом ворота - труднодостижимая и малоинтересная перспектива навроде коммунизма. Достижение ее является делом двадцатым, а главное - то, сколько будет выпито... то есть, пардон, осмыслено по мере к ней продвижения.
Приятно, что этой философией прониклась и НХЛ, введя конкурс буллитов, забивать голы в котором было совершенно необязательно. И очаровавший всех Овечкин самую низкую оценку от уважаемых судей и мальчика в патлах получил как раз за гол.
Потом в раздевалке Александр рассказал о том, что попасть по шайбе ему помешали яркие огни арены, а на вполне ожидаемый вопрос, подброшенный американским журналистом (позаимствовал ли он идею из бейсбола), ответил, что бейсболист из него ужасный, но сама игра понравилась. Только была очень скучной.
Да, скука и Овечкин - две веши несовместные. Почему-то кажется, что к следующему году Бэттмен придумает для него еще какой-нибудь конкурс. Не исключено, что в нем будут фигурировать девушки, являющиеся российскими знаменитостями. Гулять так гулять.