12 счастливых мужчин
Кинематографистам вручили «Золотых орлов»
Фильм Никиты Михалкова «12» победил почти во всех номинациях премии «Золотой орел», на которые претендовал, – лучший монтаж, лучшая музыка, лучшая мужская роль (этот приз достался всем двенадцати присяжным), лучшая режиссура и лучший фильм. «Артистка» Станислава Говорухина получила две статуэтки за роли второго плана, «Монгол» Сергея Бодрова – за костюмы и звук, «Простые вещи» Алексея Попогребского – за сценарий, а «Путешествие с домашними животными» Веры Сторожевой осталось без орлов. Среди мини-сериалов лидером стал «Ленинград» Александра Буравского, а лучшим большим сериалом было признано «Завещание Ленина» Николая Досталя.
Процедура выдалась едва ли не самой скучной за все шесть лет жизни «Золотого орла» – распределение главных наград было очевидно задолго до объявления номинантов, а ведущие и вручающие не блистали речами. Анастасия Заворотнюк и Юрий Николаев неловко обменивались шутками в момент вскрытия конвертов. Растерялся, что с ним нечасто бывает, сам Михалков, которого неожиданно вызвали на сцену получать приз за лучшую музыку вместо куда-то запропастившегося композитора Эдуарда Артемьева, и он от растерянности назвал его Лешей – видимо, по имени Алексея Рыбникова, номинировавшегося за «1612». Продюсер РТР Сергей Шумаков заявил, что десять лет назад документального кино в России не было, как будто и не слышал о таких фильмах, вышедших в то время, как «Среда» и «Павел и Ляля» Виктора Косаковского, «Голоса» Андрея Осипова, «Прокляты и забыты» Сергея Говорухина, «Хлебный день» Сергея Дворцевого, «Слава труду!» Андрея Анчугова и «До свидания, мальчики» Александра Расторгуева. Или г-н Шумаков считает, что стандартные иллюстрированные лекции, которые производит его канал, и есть документальное кино?
Приятным исключением среди «вручантов» оказался Юрий Стоянов, который приложил монтировку к призу за лучший монтаж фильма и вдобавок сравнил грядущее 2 марта 2008 года с фильмом «Бой с тенью». Из лауреатов отличился Досталь, который не смог сдержать удивления от того, что «в этот раз все получилось по-честному», а из исполнителей вставных номеров – дуэт «Наша Раша» с репризой «Пойдем на двенадцать?» – «Нет, лучше на семь». При этом осталось неясным, имелись ли в виду «Семь» Дэвида Финчера.
Само собой разумеется, что на «Орле» почтили призами всех умерших номинантов – Андрея Краско за роль в «Частном заказе», Александра Абдулова в «Артистке» и Александра Татарского за мультсериал «Гора самоцветов».
Было нечто неуместное и в награждении академиками (почти сплошь москвичами) фильма Буравского «Ленинград», который своей недостоверностью вызвал отторжение у многих жителей города на Неве. Лучшим иностранным фильмом в российском прокате признали «Королеву» Стивена Фрирза. Картина неплохая, а Хелен Миррен в роли Елизаветы II просто великолепна, но сравнения с «Вавилоном» Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Королева» никак не выдерживает. Вряд ли имело смысл награждать и очередную (третью) серию известного цикла Сергея Мирошниченко «Рожденные в СССР» – она не лучше и не хуже предыдущих, а сделана на том же высокопрофессиональном уровне.
Нечего было возразить, пожалуй, лишь против наград за женские роли – Марии Ароновой и Евгении Добровольской, создавших очаровательный водевильный дуэт в «Артистке». А также против почетного приза президенту Академии «Золотой орел» Владимиру Наумову, который в свои 80 лет выглядит не хуже, чем в 40. Мэтру вручал награду Василий Лановой, 52 года назад снявшийся у него в «Павле Корчагине» и тоже до сих пор смотрящийся огурчиком.