Пальцем в небо
Noga блокирует принадлежащие России акции EADS
Вчера адвокат компании Noga Антуан Коркмаз сообщил, что по ее иску французский суд арестовал 5% акций Европейского авиакосмического и оборонного концерна EADS, принадлежащих российской госкорпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», передает агентство France-Presse. Едва ли не впервые в российской практике арестован пакет акций, который оценивается примерно в 1,4 млрд долл., а ведь когда в начале 90-х годов прошлого века Noga начала судебную тяжбу с Россией, сумма иска составляла всего 68 млн долл.
По словам Антуана Коркмаза, 2 января судебные приставы Франции арестовали 5% акций EADS, которые в настоящее время принадлежат российской госкорпорации «Банк развития». Ранее этим пакетом владел банк ВТБ, который в конце 2007 года продал акции EADS Банку развития, а тот, в свою очередь, как предполагалось, должен был перепродать их Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).
Как заявили вчера РБК daily в пресс-службе Банка развития, 5% акций EADS находится на собственном счету госкорпорации, открытом в международном расчетном центре Euroclear (Бельгия). «Информация от Euroclear об аресте этого актива к нам не поступала, — заявила сотрудник пресс-службы Банка развития Светлана Никитина. — Думаю, если бы арест имел место, то Euroclear проинформировал бы нас очень быстро». Официальный представитель Euroclear Стефани Хенг сообщила РБК daily, что в настоящее время у компании нет никаких проблемных акций, которые нужно было бы блокировать. «Чтобы что-то предпринять, нам надо сперва получить судебное решение, которое должно исходить от государственного органа в той стране, на территории которой находится Euroclear, — сказала г-жа Хенг. — Пока от бельгийских судов распоряжений относительно 5% акций EADS нам не поступало». В то же время Стефани Хенг не исключила, что такое решение вполне может появиться сегодня.
В EADS от комментариев отказались. Между тем источник РБК daily, хорошо осведомленный о ситуации вокруг EADS, сказал, что компания Noga пыталась арестовать 5% акций авиаконцерна еще в декабре 2007 года, но разрешение на это французского суда получила только сейчас. По словам адвоката компании Noga Антуана Коркмаза, приставы арестовали российские активы во Франции на общую сумму 50 млн евро. Между тем пакет EADS, принадлежащей российской стороне, оценивается в 1,4 млрд долл., первоначальный же размер претензий Noga к Российской Федерации в самом начале судебной тяжбы оценивался в 68 млн долл.
По словам Александра Лебедева, совладельца Национального резервного банка (НРБ) и лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко», которая входит в состав ОАК, в 2003 году у НРБ была схожая ситуация с арестом акций, и это дело закончилось лишь после заключения мирового соглашения. По мнению Александра Лебедева, государство вообще не должно было допускать передачу 5% акций EADS Банку развития. «На мой взгляд, это было нужно лишь для того, чтобы скрыть убыток государства в размере 300 млн евро,— сказал г-н Лебедев. — Первоначально акции покупались по 24 евро за штуку, а теперь они стоят 18 евро. Теперь чиновники прячут этот убыток, придумав схему: передачу акций в Банк развития, а потом — в госкомпанию ОАК».
Источник РБК daily в ОАК отмечает, что возможный арест акций никак не повлияет на их передачу в корпорацию, поскольку процедура по передаче бумаг займет не менее полугода, а «за это время конфликт может быть улажен». Источник РБК daily в Минфине заметил, что своей позиции министерство не поменяло: как и в случае ареста во Франции активов других российских госорганизаций, Минфин намерен опротестовать судебный приказ о наложении ареста на банковские счета и потребовать от компании Noga возмещения ущерба.
Оценивая дальнейшую судьбу иска Noga, Сергей Будылин, юрист международной юридической компании Roche & Duffay, специализирующейся на защите активов, отметил: «В принципе, перспектива у иска прекрасная, поскольку ранее стокгольмский арбитраж решил спор по аналогичному делу в пользу Noga, а по нью-йоркской конвенции это решение является окончательным и обжалованию не подлежит. При этом оно должно быть исполнено во всех странах — участницах конвенции». Тем не менее, по мнению г-на Будылина, если даже будут арестованы все 5% акций, то для удовлетворения требований Noga будет продано акций на ту сумму, которая необходима, чтобы удовлетворить иск, а остальные вернут Банку развития. «А у EADS появится новый акционер — Noga или ее кредиторы», — анализирует ситуацию Сергей Будылин. Доктор юридических наук Борис Елисеев, защищавший в международных судах компанию «Аэрофлот», в свою очередь, отметил, что такие дела могут тянуться годами.