Не выпустили на тендер
Первый в Ливии конкурс на продажу газовых лицензий начался со скандала
В ливийском офисе Lukoil Overseas проведены обыски, изъяты компьютеры. А 25 ноября задержан руководитель офиса Александр Цыганков, рассказал «Ведомостям» советник посольства России в Ливии Анатолий Мартынов. Цыганков до сих пор находится под стражей, но никаких официальных обвинений, по данным посольства, ему не предъявлено. «Он скорее проходит по делу как свидетель, а не обвиняемый», — утверждает Мартынов. А посольство делает все, чтобы добиться освобождения Цыганкова. Подтверждает все это и сотрудник московского офиса «Лукойла». От официальных комментариев в компании отказались, как и в ливийском посольстве в Москве. Получить комментарии в МВД Ливии не удалось.
Чиновник одного из профильных ведомств говорит, что обыски связаны с делом о коммерческом шпионаже. По его данным, речь идет о назначенном на 9 декабря тендере по 12 газовым участкам в Ливии общей площадью 72,5 кв. км (41 блок). Ливийские чиновники подозревают, что при подготовке к тендеру могла просочиться конфиденциальная информация о том, что содержится в заявках претендентов, рассказывает госслужащий. Близкий к МИДу источник также знает об утечке: по его словам, главные подозреваемые — сотрудники ливийской национальной нефтегазовой компании. Но точных данных в министерстве нет — ливийцы не хотят огласки.
В трипольском офисе Lukoil Overseas всего три сотрудника: Цыганков, его зам Станислав Янковец и секретарь Анастасия Анасатнева. «Живу в Ливии 17 лет, ко многому привыкла, но такого никогда не было», — делится она. Официально никто ничего не объясняет, хотя никакого насилия и грубости нет, Цыганков содержится в нормальных условиях, рассказывает она. Янковец, по ее словам, сейчас в Москве.
Ливия занимает 2-е место по разведанным запасам газа в Африке (1,47 трлн куб. м). И это первый для республики конкурс на распределение недр, на который подали заявки 35 компаний, включая Gaz de France, Total, StatoilHydro, BP, Eni, ConocoPhillips, OMV, Wintershall и проч. Из российских допущены три: «Лукойл», «Газпром» и «Новатэк».
Нравы в Ливии жесткие, вспомнить хотя бы нашумевшее дело болгарских медсестер, которым грозил расстрел и спасло только чудо, констатирует президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. Дело для менеджера «Лукойла» может принять скверный оборот даже без доказательств его причастности к делу. А шансы россиян получить что-то на конкурсе и так были равны нулю, уверен эксперт. Он считает первыми претендентами компании из США, Италии, Франции, Японии. Но близкий к МИДу источник считает высокими шансы благополучного исхода конфликта — ливийцы сами хотят замять дело, отмечает он.
Нефтяники не раз фигурировали в делах о шпионаже и взятках в «третьих» странах (см. врез). Весной прогремело дело Total, в рамках которого был арестован президент компании Кристоф де Маржери. Его подозревали в подкупе иранских чиновников в 1997 г., когда Total получила доступ к газовому месторождению «Южный Парс».
Представитель ливийской National Oil Company, которая собирает заявки на конкурс, от комментариев отказался. Есть ли проблемы у других претендентов, не ясно. Представители девяти из них не стали это комментировать, включая Gaz de France, Total, StatoilHydro, BP, ConocoPhillips и проч. Представитель «Газпрома» говорит, что компании никто о проблемах с тендером не сообщал.
Не по правилам
1997 г.
«Лукойл», Texaco, Agip и British Gas попали под прицел минюста США за $17 млн, перечисленных на подконтрольный властям Казахстана счет в Credit Agricole Indosuez в обмен на договор СРП по Кашагану.
2003 г.
Норвегия оштрафовала Statoil на $2,9 млн за дачу взяток иранским чиновникам, а гендиректор Олаф Фьелл и глава совета директоров Лейф Терье Леддесер ушли в отставку.
2005 г.
ООН раскрыла схему уплаты нефтяниками «комиссионных» иракским чиновником за квоты по программе «Нефть в обмен на продовольствие». Незаконный доход иракских чиновников составил почти $1,5 млрд.