Машины по силам
Нашелся актив, от которого отказался Олег Дерипаска: это 25% «Силовых машин». Теперь Алексей Мордашов в полушаге от контроля над компанией
О том, что победитель в схватке Алексея Мордашова и Олега Дерипаски за 25% плюс 1 акция вчера определился и им стал Мордашов, «Ведомостям» рассказал источник, близкий к менеджерам РАО, и сотрудник одной из компаний-претендентов. Подтвердил это и источник, близкий к «Базэлу».
Вчера шел второй этап закрытого (без участия иностранцев) тендера, на который совет директоров РАО выставил блокпакет акций «Силовых машин». Заявки можно было присылать до 20 ноября, и претендентов было всего два: фирмы Мордашова, у которого уже было 30% акций «Силовых машин», и Дерипаски. По условиям торгов с момента подачи заявок у противников была возможность трижды (с перерывом в два дня) поднимать цену. Первый круг прошли оба, но вчера при второй попытке компании Дерипаски оферту не подали и Мордашов остался один, рассказали собеседники «Ведомостей». Если же один из претендентов выбывает из борьбы, победителем автоматически становится второй, объясняла прежде представитель РАО Марита Нагога. Вчера она подтвердила, что была подана одна заявка. Другой собеседник «Ведомостей» утверждает, что Мордашов предложил заплатить $485-486 млн за весь пакет, или около 5,42 руб. за акцию. Это на 2 коп. выше стартовой цены, установленной в 1,3 раза выше рыночной. Теперь шар на стороне РАО — компании надо принять или отклонить оферту, говорит он. Представители «Базэла», «Русских машин» (управляют машиностроением Дерипаски) и Мордашова отказались от комментариев.
Победа в тендере РАО принесла Мордашову контроль над «Cиловыми машинами», ведь еще в сентябре он обошел Дерипаску в борьбе за 30% акций концерна, выставленных на продажу «Интерросом». Дерипаску остановили чиновники, хотя ему уже почти удалось уговорить Siemens (владеет 25% плюс 1 акция «Силовых машин») воспользоваться преимущественным правом выкупа доли у «Интерроса» и перепродать часть акций «Русским машинам». Сделку развернула антимонопольная служба.
Сейчас козыри были у Мордашова: накануне устроенных РАО торгов он договорился о стратегическом партнерстве c Siemens, и менеджеры «Северстали» стали управлять компанией. Для Дерипаски и без «Силовых машин» год оказался урожайным на покупки и много сделок еще впереди, так что этот актив логичнее было оставить за Мордашовым, заметил накануне вчерашних торгов источник «Ведомостей», близкий к Кремлю. За год Дерипаска стал контролирующим акционером крупнейшей в мире алюминиевой компании UC Rusal, купил блокпакет в австрийской Strabag, 9,9% акций немецкой Hochtief, долю в канадской Magna International и 50% российского «Трансстроя». В ФАС лежит заявка Дерипаски на контрольный пакет акций опальной «Русснефти», а UC Rusal предложила за деньги и свои акции выкупить у Михаила Прохорова 25% акций «Норникеля».
Мордашов же давно ищет объект для инвестиций, рассказывал ранее близкий к предпринимателю источник. После неудачной истории с покупкой Arcelor крупных сделок у него не было. А деньги есть: в начале года за $500 млн Мордашов продал 49,3% акций «Северсталь-авто», а позднее договорился о продаже 50%-ной доли в «Северстальтрансе» (тут он может заработать около $1 млрд). Один хозяин для «Силовых машин» лучше: появление Дерипаски рано или поздно могло спровоцировать корпоративный конфликт, считает аналитик «Тройки диалог» Михаил Ганелин.
Капитализация «Силовых машин» в РТС вчера составила $1,54 млрд.
Удобный соперник
2001–2002 гг.
«Руспромавто» Дерипаски и «Северсталь-авто» Мордашова скупали акции Заволжского моторного завода (ЗМЗ). Проворнее оказалась «Северсталь-авто». В итоге «Руспромавто» была вынуждена продать конкуренту долю в ЗМЗ.
2003–2004 гг.
«Базэл» купил 31% Оленегорского ГОКа (входит в «Северсталь»). Структуры Дерипаски год безуспешно пытались провести представителей в совет директоров, а в ответ блокировали допэмиссию ГОКа. И «Базэл» продал свой пакет «Северстали».