Хорватия отфутболила родоначальников футбола
Почему сборная Англии не попала на чемпионат Европы
Такой итог матча на Wembley, как тот, который получился в реальности, еще за день до него почему-то считали чудесным. На самом деле в поражении англичан от хорватов - 2:3, которое вывело на чемпионат Европы сборную России, было больше закономерного, чем аномального.
Большой вопрос, кого в первую очередь Россия должна благодарить за лондонский результат. Хорватия, конечно, благодарность заслужила. Как заслужила четыре "мерседеса" от Леонида Федуна: вчера вице-президент ЛУКОЙЛа подтвердил, что несмотря на запрет UEFA стимулировать таким образом игроков Федерация футбола Хорватии их от него получит, а уж как она автомобилями распорядится, чтобы не нарушать законов,- ее дело.
Ее заслужил тренер Славен Билич, обещавший, что на Wembley его команда будет не праздновать выход на чемпионат Европы, а играть на победу,- и обещание сдержавший. Ее заслужили все игроки. Но некоторые - особую. Ивица Олич - за гол, за то, что забыл о том, что впереди у него важные матчи за "Гамбург", перед которыми стоило бы сэкономить силы, и все 84 минуты, отведенные ему Биличем, "возил" английскую защиту. Дарио Срна - за то, что измотал на бровке Уэйна Бриджа так, что уже в середине второго тайма тот не мог не то что бегать - нормально, не спотыкаясь, ходить. Лука Модрич - за то, что по активности и продуктивности превзошел двух своих оппонентов в центре полузащиты, Стивена Джеррарда и Фрэнка Лэмпарда, вместе взятых. Стипе Плетикоса - за отбитый при счете 1:0 в пользу Хорватии удар практически в упор Шона-Райта Филлипса, который, не достань хорватский голкипер мяч, мог бы все перевернуть. Младен Петрич - за то, что на 77-й минуте решился пальнуть издали и 2:2 превратил в устраивающие Россию 3:2.
Может быть, теперь, после "аномальных" матчей в Тель-Авиве и Лондоне, стало наконец ясно, что российский принцип оценивать шансы, измеряя не силу встречающихся команд, а градус их турнирной мотивации, в спорте все-таки срабатывает не всегда? Тем более, и до Лондона случаи, когда Россия получала неожиданную помощь от тех, кто мог бы ее угробить, уже были.
Впрочем, дело ведь не только в Хорватии, чья доблесть по большому счету заключается лишь в том, что она решила сыграть на Wembley честно,- то есть так, как должна играть любая команда в любом матче. Благодарить, возможно, надо сначала не хорватов, а англичан. Матч-катастрофа на Wembley ведь стал не более чем логичным, очень правильным завершением всего того, что происходило с ними в течение нескольких лет.
Разбираться предстоит во многих вещах, которые привели к фатальному исходу. Например, в том, как можно было назначить на ключевой пост в сборной такого человека, как Стив Маккларен. Понятно, что разочарование в Свене-Еране Эрикссоне, от которого ждали медалей чемпионатов Европы и мира, а получили два вылета в четвертьфинале, было слишком сильно, чтобы после первого в английской футбольной истории тренера-иностранца снова не назначить "своего". Но ведь разговоры о том, что Стив Маккларен -- это специалист провинциального уровня, нервозный, все время прогадывающий с составом и тактикой, шли еще тогда, когда он работал с "Миддлсбро". А прошлогодняя часть отборочного турнира - с мучениями англичан не только против Хорватии (ей они в Загребе проиграли безнадежно - 0:2), а и против Македонии с Андоррой - была свидетельством того, что с Макклареном футбольная ассоциация страны допустила жуткий ляп.
Исправлен он был вчера - когда тренера, чью слабость видели все, кроме его работодателей, отправили в отставку (среди тех, кто может прийти на его пост, британская пресса упоминает Жозе Моуринью и Фабио Капелло).
Разбираться предстоит в том, почему английская команда, всегда обладавшая колоссальной длины скамейкой, вдруг превратилась в столь уязвимую в кадровом плане конструкцию. С альтернативой дисквалифицированному Рио Фердинанду и травмированному Джону Терри в центре обороны в виде "дедушки" Сола Кэмпбелла, растерявшего остатки скорости, и посредственного Джолеана Лескотта. Коллекционеру "бабочек" Полу Робинсону - в лице, судя по матчу в среду, такого же нестабильного голкипера Скотта Карсона. Уэйну Руни с Майклом Оуэном, так некстати заработавшим свои травмы,- в виде нескольких вариантов игры в атаке, один хуже другого. Без альтернативы заканчивающему с большим футболом Дэвиду Бекхему в роли классического, умеющего отдать удобный партнеру пас, диспетчера.
Сначала неготовые психологически к битве англичане дали возможность Нико Кранчару спокойно пробить издали. Карсон ловил мяч, будто стоящий на приеме неумелый волейболист,- неловко присев и подставив под него ладошки, прямо в которые тот летел. В волейболе мяч отправился бы от его рук в аут. На Wembley попал в ворота за спиной неумехи-голкипера. После английского наскока порвалось в другом месте. Бридж позволил Эдуарду Да Силве прогуляться от правой бровки к линии штрафной. А там стояли две статуи - Кэмпбелл с Лескоттом, никак не отреагировавшие ни на пас Да Силвы, ни на рывок Олича. Форвард обвел Карсона, как мальчишку.
Совершенные Стивом Макклареном в перерыве замены, хотя пользу принесли обе, тренерским озарением не назовет никто. Они были не более чем констатацией своих же собственных предстартовых просчетов. Без Бекхема у Англии попросту не было игры в середине поля и хотя бы намеков на голевой пас. Без помощника, которым стал Джермейн Дефо, все сбросы Крауча после дальних забросов доставались хорватам.
Дефо, убедительно упав, когда его зацепил за майку Йосип Шимунич, добыл для англичан реализованный Фрэнком Лэмпардом пенальти. Бекхем изумительным прострелом "приклеил" мяч к груди Крауча и обеспечил тому легчайший из голов. Сравнявший счет, но злости и желания доиграть матч честно до свистка хорватов не лишивший. Они все равно должны были забить, потому что количество моментов у ворот Карсона значительно превышло количество моментов у ворот хорватских. Удача Петрича к стечению обстоятельств не имела никакого отношения. Она была просто заключительным ударом по крышке английского гроба, который те, кто в нем очутился, сколотили сами себе.