На черный день
Россияне закупают крупы, макароны, масло и другие непортящиеся товары. Инстинкт проявился впервые с 1998 г.
Удорожание продуктов питания в августе — октябре стало очень чувствительным для 52,3% россиян — им пришлось снизить свои потребности, выяснили в компании «Башкирова и партнеры», опросив 1500 граждан. Не снизили аппетиты 35,9% респондентов, но денег на те же продукты они тратят теперь заметно больше. Только 1,4% россиян не обратили внимания на скачок цен.
Для борьбы с инфляцией правительство использовало экспортные и импортные пошлины, по его рекомендации торговые сети и производители заморозили цены на шесть ключевых товаров (хлеб белый и черный, молоко, кефир, подсолнечное масло и яйца). Но в эффективность этих мер верят только 26,4% опрошенных, а 69% считают, что цены и дальше будут расти. Из них 19,6% уже делают запасы продуктов на черный день.
В первую очередь делаются запасы товаров длительного хранения — круп, макарон, масла, говорит ведущий аналитик компании «Башкирова и партнеры» Александр Музафаров. С середины сентября почувствовали увеличение спроса, говорит директор по корпоративным вопросам Bunge (производитель подсолнечного масла) Кирилл Болматов: продажи выросли более чем на 10%. Но когда сети и покупатели запасутся маслом, ожидается значительное сокращение спроса, говорит он: возможно, придется снизить отгрузочные цены. По маслу были перебои с поставками и образовался дефицит на полках, это могло подвигнуть покупателя запасаться им, предполагает гендиректор сети «Спар» Дмитрий Маслов. Заметен рост продаж круп и макарон, добавляет он. Как потребитель Маслов отмечает сложности с покупкой натурального пастеризованного молока, на полках стоит в основном стерилизованное порошковое, у которого срок хранения дольше.
Замгендиректора «Мосмарта» Семен Слуцкий, представитель «Копейки» Анастасия Щукина и гендиректор «Инфолинка» Андрей Гуров (производит крупы, макароны) не заметили ажиотажного спроса на такую продукцию. В X5 Retail Group наблюдается только сезонный рост спроса на продукцию, используемую, например, для солений, говорит представитель компании Александра Галимова.
Запасание продуктами приведет к краткосрочному росту объемов продаж, но в среднесрочной перспективе они стабилизируются и даже немного упадут, считает аналитик Deutsche Bank Алексей Кривошапко. Производителям придется продавать больше продукции по замороженным ценам, но они нивелируют снижение рентабельности за счет повышения цен на нефиксированные товары, отмечает аналитик «Брокеркредитсервиса» Татьяна Бобровская.
Инстинкт запасливости характерен для советского человека, пережившего проблемы с продуктами в перестройку, обесценивание денег в начале 1990-х и 1998 г., говорит руководитель ВЦИОМ Валерий Федоров. В новейшей истории в таких масштабах люди не запасались с 1998 г., соглашаются Федоров, замдиректора «Левада-центра» Алексей Гражданкин и Музафаров. В 2006 г. многие делали запасы соли во время «соляного кризиса», замечает Федоров, но тогда это коснулось только одной группы товаров. Люди запасаются, потому что не знают, что будет с ценами дальше, говорит Евгений Надоршин из «Траста»: правительство ничего не объясняет.
Последний шанс
Более половины (55%) жителей городов считают договор между правительством, производителями и ритейлерами признанием бессилия власти перед теми, кто взвинтил цены, выяснили в «Левада-центре» в ходе опроса 2700 человек.