Разумный ЕГАИСм
Судьбу системы госконтроля за оборотом алкоголя придется решать новому президенту и правительству
Кризис на алкогольном рынке откладывается на неопределенное время. Премьер Виктор Зубков подписал вчера два постановления, радикально меняющих правила контроля на рынке алкоголя. С 1 ноября нынешнего года на 1 ноября 2008 года перенесено введение в автоматический режим Единой государственной автоматизированной информационной системы учета алкоголя (ЕГАИС). Другим распоряжением премьера правительство внесло в Госдуму поправки к закону о госрегулировании алкогольной продукции, полностью выводящие из-под действия системы организации оптовой торговли.
В соответствии с законопроектом с оптовиков снимается обязанность подтверждения поставок товара от оптового звена к розничному в ЕГАИС с 1 января 2008 года. ЕГАИС для производителей и импортеров на первом этапе была введена с 1 января 2006 года, для оптовых продавцов - с 1 июля 2006 года. Наибольшие проблемы с ее введением испытывало именно оптовое звено, поскольку ему приходилось работать с несколькими сотнями наименований продукции.
Решения о продлении функционирования ЕГАИС в полуавтоматическом режиме принимались с момента начала действия системы не раз и не два. Дело в том, что показания с так называемых счетчиков спирта (специальных средств измерения концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции), установленных на заводах, сегодня снимаются в ручном режиме и так же вручную заносятся в компьютер. Предполагается, что в идеале информация со счетчиков должна автоматически передаваться в ЕГАИС - с этого момента введение системы могло бы считаться полностью завершенным. Однако с установкой счетчиков есть большие проблемы - самих приборов не хватает, а их установка является весьма дорогим удовольствием.
Двухлетняя борьба «спиртовых контролеров», которыми по воле правительства Михаила Фрадкова были назначены налоговики, с катастрофически неудобной в использовании системой ЕГАИС привела к тому, что у самых чиновников стали сдавать нервы. В середине лета 2007 года глава ФНС Михаил Мокрецов предложил вообще отказаться от системы контроля за производством и оборотом алкоголя, оставив ее лишь в качестве информационной. Об этом он написал в письме на имя премьера Фрадкова.
Введение ЕГАИС не сократило долю нелегального производства и оборота продукции, уверял тогда в своем письме г-н Мокрецов, ссылаясь на данные МВД, согласно которым за год функционирования системы объем изъятого из незаконного оборота этилового спирта увеличился с 300 до 454 тыс. дал, а алкогольной продукции - с 699 до 743 тыс. дал.
В сентябре ведомства, прямо или косвенно задействованные в системе регулирования алкогольного рынка, а именно Минфин, МЭРТ, ФНС, Минсельхоз, МВД и Федеральная таможенная служба, подготовили для президента доклад о реформировании ЕГАИС. Тогда и было предложено перенести на более далекий срок введение автоматического режима функционирования системы. За исключение оптовиков из ЕГАИС в свое время ратовал еще НТЦ «Атлас», первый разработчик системы, поняв, что "покрыть" ею оптовых торговцев не удается.
Когда новые разработчики из Государственного научно-исследовательского вычислительного центра ФНС также признали, что не справились с этой проблемой, вопрос исключения оптовиков из ЕГАИС вновь приобрел актуальность на правительственном уровне.
Поэтому нельзя сказать, что для участников рынка эти решения стали ошеломляющей новостью. Их ждали. Более того, еще два месяца назад было известно, что правительство в принципе готово перенести перевод счетчиков в автоматический режим на следующий год. Правда, называлась иная дата - 1 июля 2008 года.
«Очевидно, что к 1 ноября 2007 года, до которого остались считанные дни, к переводу в автоматический режим рынок не готов, поэтому все сидели как на иголках». Так описал "Времени новостей" ощущения производителей пресс-секретарь Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. Вывод оптового звена из-под ЕГАИС, полагает г-н Добров, не только является реверансом оптовикам, но и означает серьезное упрощение системы: «Если есть легальная бутылка, выпущенная легальным производителем, и информация об этом занесена в ЕГАИС, то какая разница, в какой регион она пойдет через какое оптовое звено?»
В целом участники рынка испытали, по их заверениям, двойственные ощущения от обнародованных вчера правительственных постановлений: облегчение и одновременно опасение, что это только передышка перед очередными нововведениями на алкогольном фронте, которые могут произойти после парламентских и президентских выборов.
«Безусловно, рано или поздно нормально функционирующая система контроля алкогольного рынка будет введена. Для этой цели могла бы подойти и ЕГАИС при грамотном введении и тестировании. Если бы два года были потрачены не на запуск и отладку сырой системы, а на опытную эксплуатацию, как раз сейчас нормально отлаженную систему можно было бы вводить, - считает директор департамента информации Союза участников алкогольного рынка (СУАР) Вадим Дробиз. - А так осталось лишь ощущение бесцельно потраченных огромных денег, около 300 млн долл., которые участники рынка вынуждены были потратить на закупку и установку ставшего теперь ненужным оборудования».
В том режиме, в котором ЕГАИС будет существовать отныне, вообще непонятно, для чего она нужна, полагает г-н Дробиз: «Выведя оптовое звено, контролировать в этой системе розницу невозможно. К тому же из-под действия системы обещают вывести слабоалкогольные коктейли и вино. Выходит, что в систему будут передавать информацию только производители крепких спиртных напитков и спирта».
Главный аргумент, которым обосновывалось введение государственной системы контроля, звучал так: «не упустить ни единой капли спиртного». Новый вариант функционирования ЕГАИС признает полное фиаско этого тезиса. Помимо того что в стране сегодня по-прежнему процветает нелегальный рынок алкоголя, одновременно функционирует дорогостоящая для бизнеса и капиталоемкая для государства система контроля очень узкого сегмента алкогольного рынка, информативная ценность которой стремительно приближается к нулю.