Удочерить бабушку
В России появляются приемные семьи для пожилых людей
Вчера в Новосибирской области открылся слет «Ветерану – тепло и уют». На него собрались те, кто принял пожилых одиноких людей в свои семьи. На правах эксперимента «усыновление» стариков уже второй год идет почти по всей России. Но для массового распространения ноу-хау нужны федеральные законы, придающие членам приемных семей статус социальных работников.
В Искитиме (Новосибирская область) на этой неделе проходит слет семей, взявших на себя заботу об одиноких пенсионерах. Когда говорят о социальной защите стариков, обычно подразумевают их материальное обеспечение, но им не в меньшей степени требуется домашний уют. А откуда ему взяться в домах-интернатах. Сегодня в Новосибирской области обрели приемные семьи свыше 130 пожилых людей. А вообще с идеей такой альтернативы государственным социальным учреждениям первым выступило в 2004 году правительство Пермского края. Вскоре его примеру последовали на Кубани, в Курганской и Тюменской областях, в Татарстане.
Многие одинокие старики с энтузиазмом отнеслись к новшеству. В центр соцзащиты Зеленодольска (Татарстан) стоит очередь из бабушек и дедушек, готовых отправиться в новую семью. «К концу жизни совсем одинокой осталась. Неужели я, старая и больная, кому-то еще нужна?» – говорит 73-летняя Галина Прыткова. Хотя соглашается, что от одиночества устала. «Я и внуков еще могу понянчить», – признает Галина Николаевна.
Увы, найти новые семьи пока удается далеко не всем желающим. В Сургуте, где проект «Приемная семья для пожилого человека» реализует с прошлого года Геронтологический центр, удалось пристроить лишь пятерых пенсионеров. Создаваемый банк данных людей, готовых взять на себя заботу о стариках, не внушает большого оптимизма – желающих единицы. Ведь за эту заботу, как за всякий труд, нужно платить. А поскольку нет соответствующих федеральных законов – нет и средств на такие же пособия и зарплаты, которые гарантируются родителям приемных детей. Скажем, в Пермской области проживание пожилого человека в центре социального обслуживания населения обходится государству в 3,5 тыс. рублей в месяц, а в приемных семьях эта цифра сокращается до 1 тыс. рублей.
Кроме того, к созданию такой семьи обе стороны должны быть подготовлены морально. Сургутские геронтологи внедрили модель «гостевой семьи». В ней пенсионер может проживать до двух месяцев без оформления каких-либо документов. Если ему в новом доме понравится, можно будет оформить отношения на постоянной основе. Но тут возникают юридические проблемы: ведь в документах должно четко оговариваться, что станет с жилплощадью и имуществом стариков после их смерти. А далеко не все одинокие пенсионеры горят желанием немедленно составить завещание на мало знакомых людей…
В любом случае в приемных семьях должны быть частыми гостями социальные работники и психологи. Последние утверждают, что взять в семью пожилого человека зачастую сложнее, нежели маленького ребенка. «Дело в том, что взрослый человек прекрасно осознает всю необычность ситуации, боится, что не оправдает надежд, что будет обузой для семьи, – пояснила «НИ» психолог Ольга Горина. – Именно поэтому очень важно создать в семье такой климат, при котором обе стороны будут чувствовать себя максимально комфортно».
Есть ли будущее у приемных семей в России? Эксперты считают, что выделение государством денег опекунам – лишь полдела. «И в Европе, и в Америке довольно долгое время семьи с достатком берут под опеку стариков, – рассказал «НИ» заведующий центром социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. – Между прочим, у них, как и у нас, законодательной базы для этого нет. Поэтому нет ни субсидий, ни выплат. Зато есть богатый опыт благотворительности, милосердия – на них все и держится. В наших сегодняшних условиях это превратилось бы в своеобразный бизнес без гарантий, что старики после приема в новую семью останутся сытыми и одетыми. Вместе с законодательной базой могут появиться и корыстные цели. А сейчас люди делают это действительно от чистого сердца».
Это может подтвердить одна из счастливых старушек, обретших новую родню, – 83-летняя беженка из Грузии Мария Пархоменко. В конце прошлого года ее приютила семья Надежды Кельжи, которая живет в Краснодарском крае. Бабушка вынуждена была продать за копейки жилье и переехать на Кубань. Некоторое время ночевала на стульях в поселковом Доме культуры, где ее и увидела Надежда. Сейчас Мария Пархоменко полноправный член семьи Кельжи, в их доме ей выделена отдельная комната. Бабушка говорит, что нашла на старости лет свое счастье.
ИНТЕРНЕТ-СТАРИКИ ИДУТ ЗА ВНУКАМИ
Ученики Новгородской средней школы № 6 предложили своим учителям заняться с их бабушками и дедушками информатикой и освоением Интернета. Как рассказала «НИ» директор школы Светлана Матвеева, идея витала в воздухе. «На родительских собраниях мы давали адрес школьного сайта, просили связываться с нами по Интернету, – объясняет она. – Оказалось, что мы разговаривали со старшими членами семей наших ребят на разных языках. Они даже не знают, как прочитать лучшие школьные сочинения своих малышей, вывешенные на сайте. Так что мы решили им помочь». Ко Дню пожилых людей несколько старшеклассников вместе с преподавателями разработали специальные программы по освоению самых распространенных программ: электронной почты и поисковых систем в Интернете. Курс рассчитан на 36 часов. «Странно видеть своих родных за партами, – рассказывает десятиклассница Ксения. – Одну старушку под 80 лет внучка привела. С ней и сидела вместе, растолковывая, если она чего-то не понимала». Интернетом заинтересовались в основном бабушки и дедушки. Причем женщины оказались активнее мужчин. Но их интерес связан скорее с желанием узнать, что же их потомки делают за компьютером несколько часов кряду. Мужчины пришли за конкретными знаниями: «Хочу дочке электронное письмо написать, – поясняет свое присутствие на уроках Алексей Матвеевич. – Она у меня в Бельгию уехала. В долгую командировку. Звонить ей дорого. А мне важно знать, что с ней все в порядке». Когда интернет-клуб для пожилых людей только собирался, предполагалось, что придут в него только свои. Занятия были рассчитаны на 15–20 человек. Но весть быстро разлетелась по городу, и на второй урок пришли уже 40 человек из разных микрорайонов. Юные учителя разбили желающих на две группы. Так что теперь два класса пенсионеров идут за внуками в Интернет. (Светлана РАССМЕХИНА)