Адвокат Кузнецов предъявил Верховному суду обвинение
в даче санкции на прослушивание сенатора Чахмахчяна
Как стало известно вчера, адвокат Борис Кузнецов, подозреваемый в разглашении гостайны и скрывающийся от следствия в Европе, прислал в прокуратуру Москвы заявление о возбуждении уголовного дела против судьи Верховного суда Анатолия Бризицкого. Последний в мае прошлого года дал санкцию на прослушивание телефонных разговоров действующего члена Совета федерации Левона Чахмахчяна, чьим адвокатом позже стал господин Кузнецов. Защитник счел, что судья нарушил норму Конституции о неприкосновенности сенатора, и попросил возбудить против судьи дело о должностном преступлении. В Верховном суде сообщили, что прецедентов возбуждения дел против членов этого суда еще не было.
Адвокат Борис Кузнецов, направляя заявление в прокуратуру, не указал, в какой стране он ныне проживает, однако попросил ответить ему по адресу парижской квартиры, принадлежащей его дочери Арине. Защитник сообщил, что судья Верховного суда Анатолий Бризицкий, давший 23 мая прошлого года санкцию на прослушивание телефонных переговоров его подзащитного Левона Чахмахчяна (тогда действующего сенатора), "нарушил Конституцию и федеральные законы, устанавливающие иммунитет для членов СФ". Господин Кузнецов попросил прокуратуру возбудить против судьи уголовное дело по статьям 138 ("Нарушение тайны телефонных переговоров"), 285 ("Злоупотребление должностными полномочиями") и 305 УК РФ ("Вынесение заведомо неправосудного решения").
Примечательно, что сам Левон Чахмахчян, ожидающий суда по обвинению в хищении путем мошенничества $300 тыс. у главы совета директоров авиакомпании "Трансаэро" Александра Плешакова, уже отказался от услуг адвоката Кузнецова и взял себе нового защитника Валентина Шеркера. Однако расследуемое в настоящее время дело по подозрению господина Кузнецова в разглашении гостайны связано именно с защитой им экс-сенатора Чахмахчяна. По версии следствия, господин Кузнецов разгласил своему коллеге и двум сотрудникам Конституционного суда секретную справку ФСБ, в которой сообщалось о прослушивании телефонных переговоров сенатора Чахмахчяна с 22 мая 2006 года и о даче судьей Верховного суда Анатолием Бризицким санкции на прослушивание 23 мая того же года.
Адвокат господина Кузнецова Роберт Зиновьев заявил, что солидарен с позицией своего подзащитного и также направил заявление о проведении доследственной проверки в отношении судьи Бризицкого на имя главы следственного комитета при Прокуратуре РФ Александра Бастрыкина. По мнению господина Зиновьева, хотя Левон Чахмахчян и подал в отставку с поста сенатора в июне прошлого года, тем не менее вопрос о лишении его неприкосновенности должен быть рассмотрен Советом федерации, так как на момент совершения инкриминируемого ему мошенничества он еще являлся действующим сенатором.
В Верховном суде (ВС) сообщили, что, санкционируя прослушивание сенатора, судья Бризицкий сослался на ст. 450 ч. 5 УПК, в которой говорится, что если в отношении неприкасаемого лица еще не возбуждено уголовное дело, следственные и "иные процессуальные" действия в отношении его производятся с согласия суда, в отношении члена Совета федерации - с согласия Верховного суда. При этом, по сведениям из ВС, выданная санкция на проведение следственных и процессуальных действий не подлежит обжалованию в кассации и надзоре. В суде также сообщили, что возможность возбуждения уголовного дела против судьи Верховного суда предусмотрена ст. 448 п. 4 УПК: дело может возбудить лишь председатель следственного комитета при Прокуратуре РФ на основании заключения коллегии из трех судей Верховного суда о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия Высшей квалификационной коллегии судей. Однако пока, по сведениям из ВС, прецедентов привлечения к уголовной ответственности судей высшей инстанции не было.