Полпред Ильи-пророка
В руководство Министерства обороны возвращаются генералы, готовые и умеющие воевать
Параллельно с переменами на самом верху правительства некоторые кадровые изменения произошли и в военном ведомстве. Во-первых, на прошлой неделе был отправлен в отставку главнокомандующий Военно-морским флотом адмирал флота Владимир Масорин - вместо него назначен командующий Северным флотом адмирал Владимир Высоцкий. Во-вторых, начальник службы экономики и финансов Министерства обороны Любовь Куделина обрела ранг заместителя министра обороны. А вчера, по сообщениям информационных агентств со ссылкой на источник информации в Минобороны, командующий Воздушно-десантными войсками генерал-полковник Александр Колмаков стал первым заместителем министра обороны. Он сменил на этой должности генерала армии Александра Белоусова. Десантниками отныне будет командовать генерал-лейтенант Валерий Евтухович, нынешний начальник штаба - первый заместитель командующего ВДВ. А генералу армии Белоусову, который курировал в Минобороны Главное управление боевой подготовки и службы войск, скорее всего будет предложена должность постоянного представителя России в НАТО.
Представление Александра Колмакова центральному аппарату Минобороны состоится в ближайшие дни. Генералу-десантнику 52 года. Он окончил Рязанское высшее военное десантное училище, военные академии им. Фрунзе и Генерального штаба. Воевал в Афганистане. Прошел все ступеньки командирской карьерной лестницы до заместителя командующего Дальневосточным военным округом. С этой должности в сентябре 2003 года был назначен командующим ВДВ.
Александра Колмакова из плеяды армейских назначенцев последних лет выгодно выделяет его по-настоящему боевая биография. В отличие от многих из них он не перепрыгивал должностных ступенек. В то же время, например, Александр Белоусов сел в кресло первого заместителя министра обороны с должности заместителя командующего войсками Северо-Кавказского военного округа по чрезвычайным ситуациям. Главком Сухопутных войск Алексей Маслов назначен с должности первого заместителя командующего войсками того же округа. Ни тот ни другой округом не командовали, не говоря уж о пришедшем из контрразведки статс-секретаре Министерства обороны генерале армии Николае Панкове. С точки зрения отлаженной еще в советские времена системы отбора кадров, когда до центрального аппарата министерства человек должен был пройти многие «фильтры тонкой очистки», такие назначения расценивались как нонсенс. В свою очередь, тот факт, что генерал-полковник Колмаков на протяжении четырех лет командовал ВДВ, вполне приравнивается к командованию войсками округа.
При новом министре обороны Анатолии Сердюкове, которому, похоже, сложно еще разобраться в чисто военных делах, как раз и нужен в заместители не кабинетный работник, а войсковой офицер. Генерал Белоусов таковым не был. За все время пребывания в нынешней должности он выполнял, по сути, представительские функции. Его мужественное лицо чаще всего можно было увидеть на открытии какого-нибудь памятника или на вручении наград ветеранам, во время встречи в мэрии или на инспекторской проверке. Самое теплое, пожалуй, поздравление, какое получил генерал Белоусов по случаю своего 55-летия полторы недели назад, было от спортсменов, которых он тоже курировал.
Имя Александра Колмакова чаще стояло в сообщениях о войсковых учениях, о демонстрации новой боевой машины десанта, испытании современной модели парашюта. В военной среде говорят: усилиями генерала Колмакова десант превратился в мобильные, хорошо оснащенные войска, способные выполнить любую задачу в любой точке мира. ВДВ стали организмом, «заточенным» на войну. Кстати, именно генерал Колмаков настоял на том, чтобы День десантника отмечали вместе с днем Ильи-пророка - покровителя крылатой пехоты. Расчет был на то, что люди, участвовавшие в крестном ходе, вряд ли пойдут купаться пьяными в фонтане.
При формировании новой структуры вооруженных сил, а также отладке схемы взаимоотношений и подчиненности Министерства обороны и Генерального штаба представительских функций руководства военного ведомства явно недостаточно. В скором времени намечается серьезная реорганизация управления вооруженными силами - начнется переход от военных округов к региональным командованиям. А там, глядишь, не за горами и что-то вроде комитета начальников штабов. Понадобятся люди, способные воевать и желающие делать это.
Генерал Колмаков часто говорит: «ВДВ выполнят любую боевую задачу». Это заставляет вспомнить давнюю советскую историю. Министр обороны СССР маршал Андрей Гречко во время учений находился в Средиземном море на корабле-флагмане, за которым постоянно наблюдал корабль ВМФ США. Министр вызвал командира корабля и приказал сделать так, чтобы американец не надоедал своим вниманием. «Разрешите потопить?» - с готовностью спросил каперанг, чем поставил в тупик даже маршала. Но готовность его была оценена по достоинству.
Можно с большой долей уверенности утверждать, что назначение войсковика Колмакова в руководство военного ведомства не будет единственным. Правда, выбор сегодня невелик. Во многом потому, что боевые генералы, чьи имена были на слуху у всей страны и в первую, и во вторую чеченскую компанию, те, кто вынес на себе тяжесть этой войны, оказались не у дел: Геннадий Трошев - в казаках, Владимир Шаманов - в советниках. Остался у руля разве что генерал-полковник Владимир Булгаков - он командует войсками Дальневосточного округа.
Тем не менее ясно, что в верхах почувствовали: нужны перемены в системе отбора кадров на высшие военные должности. Показательно, что первым таким назначенцем стал человек, командовавший ВДВ - резервом верховного главнокомандующего.