"Яблоко" объявит "войну" "Справедливой России"?
Предвыборный имидж партий-аутсайдеров, не имеющих шансов войти в парламентский пул, меняется согласно малейшим изменениям градуса конъюнктуры. «Яблоко» Григория Явлинского, попав под каток пиара «Справедливой России», использующей ее старые лозунги, становится фактически партией-двойником СР, которая будет вынуждена бороться с Мироновым, хотя бы для того, чтобы в тени «большего двойника» не потерять своей политической субъектности.
Согласно августовскому электоральному опросу (среди намеренных голосовать) Левада-Центра, «Справедливая Россия» имеет 9% голосов, а «Яблоко» лишь 3%. При этом, согласно сентябрьским предвыборным прогнозам ВЦИОМ на выборах партия Явлинского может набрать лишь порядка 2,7% голосов, уступая не только СР с 14%, но даже ближайшему конкуренту СПС – с его 4,4%.
Фактический провал «Яблока» можно объяснить не только отмеченной аналитиками пассивностью Явлинского, но и тем, что всеядная СР открыла охоту за идеологическими находками старейшей демпартии постперестроечной России.
Если посмотреть на политическую программу СР, созданной около года назад, ее первая строка гласит: «Мы - современная политическая партия, ставящая своей целью построение в России сильного социально ориентированного справедливого государства». В политической платформе СР, принятом на VIII съезде партии 26 февраля 2007 года, понятие справедливости дополняется понятием свободы. «Наши ценности, - гласит документ платформы, - равные для всех права и свободы».
Между тем, третий пункт политической программы партии «Яблоко» так и называется - «Свобода и справедливость». Там говорится практически то же, что и в программе «эсеров»: «Свобода – такая же абсолютная ценность, как и человеческая жизнь… Свобода не может сохраниться в обществе, не стремящемся к справедливости… Справедливость требует стремиться не только к равенству прав, но и к равенству возможностей граждан».
На фоне такого явного «соответствия» совершенно уместно звучит оценка политолога Александра Коновалова. «Справедливую Россию» создали для того, чтобы тот электорат, который ориентируется на коммунистов и на «Яблоко», благополучно спереть Миронову, - считает эксперт. - «Справедливая Россия» стала списывать частично «яблочные» и частично коммунистические лозунги и идеи... Они влезли на поляну «Яблока» и КПРФ одновременно… Ему [С.Миронову] нужно, чтобы избиратели Явлинского и Зюганова были загнаны к нему на забой».
Проблема «дублирования идеологии» на практике вырастает в борьбу за электорат. Эта борьба важна для «Справедливой России», и болезненна для «Яблока». Первой электорат нужен для большего веса и обоснования амбиций, а второй – просто для политического выживания («Яблоко», к тому же, делит электорат с враждебными СПС и «Гражданской силой»). Но СР, в свою очередь, уже выбрала даже структурные куски «яблочного» ядра – это всевозможные общественные организации, которые Миронову очень хотелось бы привлечь на свою сторону.
Вообще, при схожести до подобия идеологических посылов «дублеров», у обеих партий существуют электоральные группы, которые каждая из них хотела бы и может «спереть» у другого. Так, по оценке директора Института политических исследований Сергея Маркова, «электорат Явлинского большей частью поддерживает Путина, а Явлинский его критикует, причем все время критикует за границей, что тоже не добавляет ему голосов».
В то же время, в «Справедливой России» также существует часть электорального ядра, которая, поддерживая левопопулистские лозунги Сергея Миронова, одновременно не принимает приверженности лидера СР Владимиру Путину (возможность откола от СР этих избирателей убедительно показало резкое падение рейтинга «Справедливой России» весной - после предложения Мироновым «третьего срока» Путину).
Итак, налицо общий электорат, который надо как-то поделить. При этом «Справедливая Россия», и «Яблоко», которое она фактически сделала своим политическим «дублером», явно не смогут договориться полюбовно. «Справедливой России» с ее мощной пиар-кампанией, обеспеченной вторым по величине предвыборным бюджетом, это просто не нужно, а у руководства «Яблока» еще свежи воспоминания о попытке партнерства с нынешним врагом – СПС (в блоке со «Свободной Россией» и ДПР на выборах в Мосгордуму в 2005 году), когда бывшие «партнеры» и «партии-дублеры» превратились в «партии-киллеры».
Борясь за один и тот же электорат, СР и «Яблоко» вынуждены бороться и друг с другом. Однако, по мнению политолога Ильи Константинова, даже признавая интеллектуальные достоинства Явлинского, история партии «Яблоко» не дает ей право апелляции к лозунгам социальной справедливости, а «Яблоко», несмотря на все свои потуги, не может ни считаться левой политической силой, ни отожествляться с социализмом, социал-демократией или социальной справедливостью. «Права на использование таких лозунгов не имеют», - считает политолог.
Позиция СР также ясна: обладая имиджем этакого «политического монстра», на деле партия Миронова из-за эклектизма собственной идеологической базы поступает подобно мелкому воришке, откусывая то тут, то там кусочки электората у КПРФ, СПС, «Яблока», ЛДПР.
По всей видимости, политические веса этой партии, и ее младшей «партии-дублера» в лице «Яблока» все же не так уж различаются, и Явлинский уже на ближайшем марше «За свободу и справедливость» в Екатеринбурге, который намечен на 21 сентября, «объявит войну» похитителю своей демократической идеологии. Другого ожидать нельзя - иначе демократическая идея в России будет окончательно обесценена в предвыборных конъюнктурных спекуляциях.