Кто "убил" Пугачеву?
Звездные сенсации из пробирки
На днях столичная тусовка, а вслед за ней и тысячи обыкновенных людей были потрясены "вестью": скончалась Алла Пугачева. Правда, тут же истину вроде бы восстановили: произошло роковое недоразумение, кто-то из фанаток певицы "не так расслышал" телевизионный анонс, где публике обещали документальный фильм о подробностях ее клинической смерти. А фильм-то на самом деле повествовал о событиях 15-летней давности, о которых, поди, и сама Алла Борисовна успела изрядно подзабыть. Только зрителям в анонсе "забыли" об этом сказать, вот и покатился слух, как снежный ком...
Вчера "Труд" дал опровержение утки. Уже и лично Пугачева сказала во всеуслышание: "Не дождетесь!", и даже намекнула, что знает, кто из "доброжелателей" постарался распространить глупую выдумку. Видно, рассчитывает, что тот сам публично покается. Казалось бы, инцидент исчерпан. Все средства массовой информации выразили возмущение случившимся, посочувствовали бедной Алле Борисовне - ну действительно, представьте, что должен испытать человек, а главное, его близкие, если про него, не дай Бог, пустят такую сплетню...
Но признаюсь в грехе - остался осадок. А именно - не дает покоя мысль, что всех нас разыграли как лохов. Ведь уж сто с лишним лет назад один очень мудрый человек, великий писатель, иронично заметил: пусть о вас говорят плохо - куда хуже, если вовсе не говорят. Уже тогда звездный бомонд жил по закону "все на продажу, в том числе скандал". Тем более живет по нему наш шоу-бизнес.
Сколько публичных персон выходили на "звездную" орбиту именно через скандал и шум в прессе! Ну скажем, популярный мотив - избиение. Если ограничиться только последними несколькими годами, то приходят на память инциденты с певицами Валерией, Жасмин... Правда, Валерия и до того считалась крепким профессионалом на эстраде. Но оказалось, что для битковых аншлагов мало брать верхнее "ми", куда важнее делать верные пиар-шаги. А можно ли придумать пиар-шаг эффективнее, чем слезливая история, вызывающая сочувствие к звезде? Вспомните, вся страна считала Валерию чуть ли не национальной героиней после ее разрыва со злым мужем-продюсером Шульгиным и ухода к доброму мужу-продюсеру Пригожину.
Ну а в случае с Жасмин и верхнее "ми" совершенно не понадобилось, тем более что особого вокального профессионализма, в отличие от Валерии, у этой звездочки нет. И маловыразительные песенки ее, слащавым голоском прошептанные, вы сейчас вряд ли вспомните, а вот фингал на сломанном носу, якобы поставленный бывшим мужем-продюсером, в течение полугода старательно показывали все печатные издания и телеканалы.
Кстати, обратили внимание, сколько в этих скандалах задействовано "мужей-продюсеров"? Злые языки даже поговаривали, что кое-кем из них эти самые скандалы и придуманы. Как-никак - профессионалы пиара. Особенно часто "подозрение" падало на Иосифа Пригожина. И действительно, рядом с ним "вспыхивало" особенно часто. Помните - года четыре назад избили Авраама Руссо, которого тогда опекал Пригожин. А два года назад и вовсе случилась попытка расстрела певца... Правда, сам Иосиф Игоревич категорически свою причастность к инцидентам отрицает. И говорит вроде бы убедительно: "Ну зачем бы мне это было нужно..."
Но на чужой роток не накинешь платок. Недавней весной снова "хлопнуло": газеты вышли с аршинными шапками, гласящими - Валерия уходит уже от Пригожина! Скандал быстро рассосался - Иосиф с Лерой всем объяснили, что просто певица плотно поработала с другим продюсером, Алексеем Пимановым, во время съемок фильма "Три дня в Одессе", и больше "ничего такого". Причем больше всех возмущался бесцеремонностью прессы сам Пригожин. Помню его слова:
- Газетам же надо пиаровские договоры с создателями фильма отрабатывать, вот они их так и отрабатывают.
Я тогда чуть было не спросил Иосифа: постойте, но кто главный пиарщик Валерии, кто "режиссер" ее имиджа - не вы ли? Постеснялся...
Впрочем, хватит катить бочку на Пригожина - он лишь один из дельцов нашего шоу-бизнеса, притом далеко не худший, если говорить о профессиональной хватке. Иные, как мы видели, вовсе не профессионалы, а просто несметно богаты и покупают своим женушкам многотысячные концертные залы, а если что не по ним - пускают в ход кулаки.
Но все они, пожалуй, робкие ученики по сравнению с той, чье имя было названо в начале этих заметок. "Мужья-продюсеры" пешком под стол ходили, когда Алла Борисовна сполна познала живительную силу скандала. Еще лет 20 назад закатила она прекрасно поставленную в режиссерском и вокальном отношении истерику в гостинице "Балтийская", о чем потом долго гудела вся страна.
А чего стоит суд с музыкальным журналистом Отаром Кушанашвили, случившийся в 1997-м! Примадонна впаяла не в меру борзому критику иск за непочтительный отзыв о ее голосе и внешности аж на 120 тысяч долларов. И ведь выиграла. И... публично простила обидчику всю сумму под прицелом теле- и фото-камер! Вот гениальный пиаровский ход.
Кстати, перед тем судом беднягу Отара поймали неизвестные, здорово отмутузили и постригли наголо, приговаривая: "Пиши, да знай меру!"
Так что теперь вы, надеюсь, поймете мои не совсем благостные мысли насчет сути нынешнего скандала с Аллой Борисовной. Нет, не смею, конечно, утверждать, что жестокую байку про "безвременную смерть" придумала она сама или, допустим, экс-муж Филипп Киркоров (холят и такие слухи). Но когда у теряющей голос и народную любовь певицы действительно провал в творческой жизни, то тут и глупая пиаровская сплетня сгодится для подъема популярности.
Дай Бог, чтобы я оказался неправ.
АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
Александр ГРАДСКИЙ, певец и композитор, народный артист России:
- Как я отношусь к вторжению прессы в личную жизнь артистов? Журналисты выполняют свою работу - ищут интересные факты. И человек, который достиг известности в политике, искусстве, литературе, на сцене, должен мириться с тем, что он интересен всем даже вне своей профессии. Поэтому, когда он появляется в общественном месте, то неизбежно оказывается в центре всеобщего внимания. Другое дело пребывание у себя дома или на дачном участке. Журналисты должны осознавать всю меру ответственности за вторжение в частную жизнь человека без его согласия. Например, фоторепортер, если он человек порядочный, всегда спрашивает: могу ли я вас сфотографировать? А остальных папарацци нужно ставить в определенные рамки. К сожалению, в российском законодательстве плохо проработаны статьи об ответственности за клевету, искажение фактов, дискредитацию. Там не указаны конкретные суммы штрафов. Как ни странно, и за рубежом эта проблема решена не до конца. Но на Западе другие расценки. Скажем, американец выльет на себя чашку кофе и отсудит несколько миллионов долларов у "Макдоналдса". А в России если известный человек подаст иск об оскорблении на миллион рублей, то судья в лучшем случае присудит 10 тысяч компенсации. Получается, за 10 тысяч можно плевать в лицо?! Лично я стараюсь вести себя на людях сдержанно и не доставлять репортерам удовольствия создавать новые скандальные сюжеты.
АННА, сотрудница Российской ассоциации по связям с общественностью:
- Что удивляться слухам? У каждого артиста есть свой пиар-агент, который подсказывает: скажем так, сделаем так. Пример удачной пиар-компании - Валерия, вернее, ее скандал с бывшим мужем, который артистку колотил. По сравнению с ней Жасмин с мужем-деспотом, конечно, проиграла. Хотя в истории с Жасмин отчасти была правда. Удачный пример - раскрутка "Тату" с девушками-лесбиянками. Лесбиянками они не были. А вот окончание истории с беременной солисткой "Тату" Юлией Волковой - уже не пиар, а правда. Как и то, что от избранника Волковой у другой артистки, солистки группы "Тутси", есть ребенок. Слух работает 1 - 2 месяца, но есть исключения: информация о Курниковой и Иглесиасе держится в новостях больше полугода.
Владимир ВОЙЦЕХ, руководитель Федерального научно-методического суицидологического центра:
- Неужели и Пугачева "умирала"? Я не слышал. За слухами о собственной смерти скрывается определенное снижение ценности жизни. Не стоит играть в игры со смертью. Она неприглядная и страшная. Хотя я, как врач, смотрю на самоубийц с профессиональным интересом, пытаюсь понять - почему человек ушел из жизни? Причин бывает множество.