Иракский синдром в Венеции
Конкурсанты кинофорума хотят правды о войне
К середине Венецианского фестиваля на Лидо нахлынула волна звезд. Не успела итальянская публика поприветствовать своего любимца Джорджа Клуни, примерившего костюм честного американского адвоката в конкурсном фильме "Майкл Клейтон" (Michael Clayton), как на юбилейный кинофорум пожаловали такие популярные личности, как Брэд Питт (в сопровождении Анджелины Жоли), Ричард Гир и Джонни Депп.
Питт спродюсировал и сыграл в претендующей на фестивальные награды исторической картине "Убийство Джесси Джеймса Робертом Фордом" (The Assassination of Jesse James by the Coward Robert Ford). Гир занят сразу в двух фильмах из официальной программы, причем один из них представляет собой биографию Боба Дилана. А Джонни Депп ни с кем конкурировать не будет, его цель - отпраздновать вместе с режиссером - обладателем почетного "Золотого льва" Тимом Бертоном премьеру 3D-версии культового мультфильма "Кошмар перед Рождеством" (The Nightmare Before Christmas). Среди других знаменитостей, пополнивших ряды гостей 64-й Мостры, - Билл Мюррей, Эдриен Броуди, Шарлиз Терон, а также Вуди Аллен и актеры из его нового фильма "Cassandra´s Dream" Колин Фаррел и Эван Макгрегор: они разыграли братоубийственный сюжет, на примере которого режиссер вновь, как в "Матч Пойнте", размышляет о преступлении и наказании.
По прошествии половины конкурса, однако, стало ясно, что наиболее обсуждаемой темой на нем станет иракский синдром. Двое американских режиссеров, Брайан де Пальма и Пол Хаггис (чье "Столкновение" удостоилось "Оскара" за лучший фильм), привезли в Венецию фильмы о "побочном ущербе" войны в Ираке. Оба сходятся в том, что эта миссия калечит души американских солдат, не говоря уже о жертвах среди мирных жителей. И оба, похоже, за скорейшее возвращение звездно-полосатых войск на родину. Но вот творческий метод для политического высказывания соискатели "Золотых львов" избрали каждый свой. Пол Хаггис в фильме "В долине Эла" (In The Valley Of Elah) показывает отца солдата, который расследует нелепую гибель сына от рук сослуживцев уже после их возвращения из Ирака. Из сюжета ленты следует, что пребывание в горячих точках прочно культивирует в человеке зверя и в мирной жизни он уже не может вернуться в свое прежнее состояние. Великолепный Томми Ли Джонс в главной роли скупыми средствами очень точно выстраивает центральный характер, но этой его выразительной лаконичности очень не хватает фильму в целом. Режиссер Хаггис излишне многозначителен там, где пафос совсем ни к чему, и это похоже на маскировку собственной слабости и растерянности перед заявленной проблемой. И хотя у фильма "В долине Эла" есть свои сторонники, тягаться с проектом Брайана де Пальмы "Redacted" ему будет очень трудно. Воспользовавшись новейшей цифровой техникой, де Пальма фактически создал на экране, чтобы тут же развенчать, собственную иракскую кампанию: с телесюжетами, пропагандистскими интернет-сайтами с латиницей и арабской вязью, роликами YouTube и любительским видео с трепом солдат в расположении боевых частей. На видео запечатлены подрывы на минах и отрезание голов американским солдатам, но также и зачистки, и убийства гражданских лиц, совершенные военными. За основу ленты взята реальная история о том, как американцы, возжелав поразвлечься с местной девушкой, зверски ее убили и заодно перестреляли всю ее семью. Но и военные то и дело становились объектом истребления. Актерское исполнение всех событий в "Redacted" подчеркнуто условно: режиссер не стремился выдать реконструкцию за документальные съемки. Тем более что и реальные сюжеты из Ирака трудно было бы считать совершенно правдивыми. По словам де Пальмы, материалы из Ирака редактируются и монтируются так, что наиболее кровавые сюжеты в новости не попадают. И люди в Америке просто не видят того, что заставило их в свое время протестовать против войны во Вьетнаме. Редкий случай, когда фильм можно поощрить и за антивоенную гражданскую позицию, и за новаторскую форму протеста. Согласится ли с этим жюри, станет ясно на закрытии Венецианского фестиваля в субботу вечером.