Ашхабад играет на газовых трубах
США обошли Россию на транскаспийском повороте
Прикаспийский газовый трубопровод, на который делала ставку Россия, может остаться нереализованным проектом. Такой прогноз эксперты сделали после того, как стало известно, что Владимир Путин не поедет, как предполагалось, в Ашхабад 12 сентября, а значит, не подпишет соглашение о трубопроводе вместе с президентами Туркмении и Казахстана. Причина отложенного визита в другом, состоявшемся визите – представителя Госдепартамента США Дэниэла Салливана в Туркмению в августе. Результатом этой поездки стала договоренность об участии Туркмении в альтернативном российскому Транскаспийском газовом проекте.
Пресс-служба президента Казахстана подтвердила «НГ», что Нурсултан Назарбаев 12–13 сентября посетит Ашхабад. Предполагалось, что в это же время в туркменскую столицу прибудет Владимир Путин и лидеры трех стран подпишут соглашение о строительстве Прикаспийского газопровода (из Туркмении в Казахстан и далее в Россию). Но, как заявил «НГ» высокопоставленный источник в Кремле, «решение о визите российского президента в Ашхабад не принято». Тем не менее судьба Прикаспийского газопровода лидерами Казахстана и Туркмении обсуждаться будет. Назарбаев, который в последнее время активно лоббирует интересы РФ, постарается уговорить нового лидера Туркмении сменить приставку «транс» на приставку «при» в названии каспийской магистрали. Такая необходимость возникла после того, как стало известно о переговорах, которые в Ашхабаде провел заместитель госсекретаря США по вопросам энергетики и экономики Дэниэл Салливан в августе. По его словам, официальный Ашхабад заинтересован в диверсификации экспорта своих углеводородов на мировые рынки сбыта. Представитель Госдепа подчеркнул, что у США долгосрочные интересы в Каспийском регионе и «наступило время для начала новой фазы в развитии его энергетики». Новая фаза, между тем, подразумевает транспортировку каспийского и центральноазиатского газа в обход России в Европу. Азербайджанский политолог Расим Мусабеков заметил «НГ», что американцы заинтересованы в диверсификации энергетических маршрутов и устранении зависимости Европы от монополизма России. По информации «НГ», в конце сентября президента Туркмении ждут в США, где он выступит на очередной сессии ООН и, что особенно важно в «энергетическом плане», встретится с госсекретарем Кондолизой Райс и с американскими бизнес-кругами.
Из истории вопроса: в мае нынешнего года президенты России, Казахстана и Туркмении приняли декларацию о строительстве Прикаспийского газопровода, а до 1 сентября должны были подписать соответствующий договор. Его предполагаемая мощность – 20 млрд. кубометров в год. «Несмотря на то что стороны работали все лето, пакет документов не готов», – заявил на днях в Баку российский вице-премьер Сергей Нарышкин. По некоторым данным, стороны разошлись во мнениях по вопросам заполняемости трубопровода. При этом и в Москве, и в Астане уверены, что определенность появится в самом скором времени – разобраться в ситуации намерен лично Нурсултан Назарбаев. «Реализация проекта Прикаспийского газопровода по меньшей мере лет на 5–7 отодвинет возможное строительство Транскаспийского газопровода, соединяющего Центральную Азию с Азербайджаном через Каспийское море», – заявил «НГ» аналитик Российского института стратегических исследований Аждар Куртов. Этот трубопровод лоббируют США. Газопровод предназначен для прокачки по дну Каспия в Южно-Кавказский трубопровод Баку–Тбилиси–Эрзерум 30 млрд. кубометров топлива, а далее через трубопровод Nabucco оно будет поступать в Европу.
Однако в истории с Прикаспийским газопроводом немалую роль играет еще один проект, на сей раз альтернативный и США. Дело в том, что 29 августа президент Гурбангулы Бердымухамедов в торжественной обстановке открыл строительство газопровода Туркмения–Китай общей протяженностью 7 тыс. км. При этом он высказал пожелание, чтобы в Поднебесную газ начал поступать в 2009 году. По его словам, ежегодно более половины из предусмотренных договором 30 млрд. кубометров топлива для Китая обеспечат новые месторождения.
По словам Куртова, опасность Транскаспийского трубопровода (ТКТ) для России не только в том, что он конкурирует с Прикаспийским, но и в том, что свободные объемы газа, которыми, возможно, обладает Туркмения, могут быть пущены на увеличение поставок в Россию до 90 млн. кубометров в год, что предполагалось двусторонним договором 2003 года. «А точных данных о запасах туркменского газа все еще нет», – сказал Куртов «НГ».
При этом не стоит забывать о туркменско-иранском трубопроводе Корпедже–Курдкуй, по которому сейчас ежегодно прокачивается 8 млрд. кубометров газа, а в будущем, согласно договоренности, достигнутой нынешним летом в ходе визита Бердымухамедова в Тегеран, этот объем возрастет до 12–14 млрд. кубометров.
Между тем в Астане, как и в Ашхабаде, все чаще говорят о диверсификации нефтегазовых маршрутов. Казахстан не меньше Туркмении заинтересован в строительстве трубопроводов в китайском направлении. Не случайно 18 августа после бишкекского саммита ШОС Астану посетил председатель КНР Ху Цзиньтао. В ходе его визита были подписаны документы об увеличении мощности действующего нефтепровода Атасу–Алашанькоу (к 2010 году Пекин ежегодно будет получать около 20 млн. тонн нефти) и о строительстве упоминавшегося газопровода из Туркмении через территорию Казахстана.
Таким образом, сегодня окончательно сформировались три конкурирующих проекта экспорта газа из Центральной Азии: Прикаспийский (российский), Транскаспийский и Трансъевразийский (оба – в обход России), предназначенные для газообеспечения, соответственно, ЕС и КНР. Примечательно, что все они рассчитаны на одни и те же объемы газа. В связи с этим предстоящая в Ашхабаде встреча Назарбаева с Бердымухамедовым для Москвы может стать тревожным сигналом в деле реализации энергопроектов.