Шанхайский договор вместо Варшавского
Генштаб продвигает идею формирования военного мегаблока для половины человечества
«Успешная экономическая деятельность в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) невозможна без укрепления безопасности в регионе, в том числе без участия в этом процессе военных ведомств государств-членов». Об этом вчера заявил генерал Юрий Балуевский, начальник Генерального штаба ВС РФ в ходе военно-политических консультаций, которые проходят в китайском городке Урумчи. Встреча начальников генштабов ШОС (России, Китая, Казахстана, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана) предварила маневры военных формирований на российском Урале.
Балуевский посетовал на то, что, хотя военная концепция для ШОС была передана участникам в апреле этого года, ответов ни от кого не поступало. По мнению российского генералитета, Шанхайская организация создавалась главным образом как инструмент реализации мероприятий экономического и гуманитарного характера. Однако политическая ситуация в мире развивается очень динамично. Старые угрозы и вызовы сохраняются, но к ним прибавляются и новые. И все это требует создания механизма решения возникающих проблем. «Необходимость в этом (военном объединении) существует», – твердо убежден начальник российского Генштаба.
Москва не впервые предприняла попытку прикинуть на ШОС военный мундир. Еще в конце апреля прошлого года Сергей Иванов на совещании министров обороны стран ШОС призывал к военному объединению. Со стороны Пекина ответом было глубокое молчание. Позднее российская сторона подошла к этой проблеме с другой стороны, предложив поставить знак равенства между ШОС и Договором о коллективной безопасности стран СНГ. На сей раз Пекин выразил резкое несогласие.
И вот новый демарш Москвы, призванный поставить в единый строй страны, объединяющие половину населения планеты, два огромных ядерных арсенала, а также более 4 млн. военнослужащих, превосходящих по численности армии НАТО. Теперь четко названы общие угрозы, и тем самым обосновывается необходимость военно-стратегического альянса.
Правда, Балуевский оговорился, что Россия против военных блоков и т.д. Но воспринимаются эти слова не более чем как дань официальной риторике. Смысл в другом: «ШОС – молодая организация, ей нет еще 10 лет, но она уже громко заявила о себе во всем мире и экономически, и политически, и сегодня, в день начала совместного учения, и в военном отношении», – прямолинейно трактуют слова Балуевского его приближенные генералы.
«Претензии США и НАТО на первенство в мире должны иметь некие противовесы. Нет сомнений, что сегодня России нужны союзники, тем более в таком сложном регионе, как Азия, – сказал «НГ» член Совета по внешней и оборонной политике Виталий Шлыков. – В этом смысле заявление начальника Генштаба можно расценить как совершенно нормальную реакцию российских властей на нарастающее обострение в мире. Без союзников сегодня не может обойтись ни одно государство», – заявил бывший сотрудник ГРУ. Он также добавил, что намерение России направить ШОС в военно-политическую сторону может в определенной мере способствовать стабилизации международной обстановки. Виталий Шлыков не исключил и тот факт, что инициатива, озвученная Балуевским, может в какой-то мере быть ответом и на развертывание американской системы ПРО в Европе: «Мы отвечаем на устремления Америки к мировой гегемонии разными способами, и придание военно-политического вектора ШОС является всего лишь одним из них», – подчеркнул эксперт.
Заместитель директора Института США и Канады Павел Золотарев пояснил обозревателю «НГ», что «следует совершенно однозначно понимать, что в мире должен сохраняться определенный баланс сил. Активность Североатлантического альянса в Азии очень высока, и совершенно понятно, что для безопасности стран ШОС им необходимо выработать некие военно-политические подходы, которые могли бы обеспечить защиту национальных интересов. Россия стремится активизировать Шанхайскую организацию. К сожалению, сегодня ни одна подобная структура не может эффективно действовать, если не учитываются военные механизмы обеспечения региональной безопасности. Страны, входящие в ШОС, обладают мощным потенциалом, как экономическим, так и военным. Они усиленно развиваются. И хотят тоже иметь свой голос в решении всех проблем глобального характера. Поэтому желание России как-то организовать силовые компоненты ШОС выглядит вполне обоснованным и логичным».
Относительно отсутствия реакции министров обороны стран ШОС, включая Китай, на упомянутую Балуевским военную концепцию директор московского представительства Центра оборонной информации США, политолог Иван Сафранчук сказал, что документы подобного рода требуют весьма тщательной проработки. «Обычно они рождаются в муках. Согласование таких бумаг занимает очень длительное время. Я полагаю, что в данном случае надо идти, как говорится, от обратного. Не следует творить концепции. Необходимо заниматься решением практических дел и решать конкретные вопросы. А из них могут естественным образом вырасти концептуальные положения», – подчеркнул Сафранчук.
Так что у ШОС может быть богатое военное будущее.