Пожизненное заключение вместо расстрела
И все-таки это радость. Приговор изменен. Жизни пяти болгарских медсестер и палестинского врача висели на волоске. Обвиненные в умышленном заражении ливийских детей СПИДом, медики провели в ливийских тюрьмах почти восемь лет, где подвергались пыткам и насилию. На основании показаний, полученных таким образом, они были приговорены на прошлой неделе к расстрелу. В Ливии женщин раньше не расстреливали, но общая атмосфера процесса была настолько взвинченной, что казалось, ливийские власти могут пойти на исполнение приговора.
Оставался последний шанс - утверждение приговора или его отмена Высшим советом юстиции Ливии. Лидер страны Кадаффи всячески давал понять, что юстиция в Ливии независима, поэтому он не может оказать никакого давления на этот орган.
События последних дней развивались стремительно. Лично я до поздней ночи ждал сообщений о заседании Высшего совета юстиции. А эти заседания проводили дважды, и дважды их переносили на другой срок. Совершенно очевидно, что в ходе заседаний поступала информация, которая заставляла членов совета вновь и вновь откладывать объявление вердикта. И хотя официальные европейские структуры, от Евросоюза, до МИДа Болгарии публично в эти дни не афишировали свою активность, но было ясно, идет торг.
Кто бросит камень в болгар, которые до последнего момента утверждали, что не пойдут ни на какие выплаты пострадавшим, ибо это будет однозначным признанием вины медсестер. Но на каких весах можно взвесить человеческую жизнь и желание стоять в своем убеждении правоты до конца? Что в конце концов твоя правота, если она стоит так дорого?!! «Возьми себе ребенка», - закричала настоящая мать, когда в библейском споре Соломон предложил разорвать его пополам и отдать части двум женщинам, претендующим на материнство.
Болгария и Евросоюз были обязаны спасти своих граждан, и они у последней черты поступили, как истинная мать. Пострадавшим семьям в Ливии стали срочно выдавать в ночь на вторник чеки на компенсацию, и они получали деньги сразу же в ливийских банках. И тут же писали отказ от своих требований о жестокой каре медиков.
Не будем рассматривать это предвзято, или даже цинично. Ливийские законы предусматривают такого рода процедуры. И эта возможность всегда была последним козырем адвокатов. Не будем говорить и о «цене жизни», - пустое это. Будем говорить о «цене вопроса». И вот здесь-то сошлись ливийский закон, европейский гуманизм и интересы пострадавших. Жизнь каждого из шести осужденных оценивалась в Триполи в 73 миллиона долларов.
У Высшего совета юстиции Ливии сразу же появились законные основания отменить расстрельный приговор. И он был отменен. Несмотря на то, что вместо расстрела медики приговорены к пожизненному заключению, появился шанс. Главное – они будут жить, остальное - ...
После замены приговора, ливийские источники дали понять, что ничего не имеют против отбывания наказания осужденных у себя на Родине, в Болгарии. Это касается и палестинского врача, который за годы заключения получил болгарское гражданство. Министр иностранных дел Ливии Абдель Рахман Шалкам даже предложил провести в ближайшее время переговоры с Болгарией по этому вопросу.
Никто не сомневается, что перевод осужденных для отбывания наказания в болгарских тюрьмах станет вторым этапом торга. Деньги получены, это снимает проблему ярости и гнева пострадавших. Но остается горе. Из больных СПИДом детей 56 уже умерли, а свыше 350 живут с тяжелой болезнью. Что им миллион долларов, им все равно необходима помощь. Примерно так говорят сегодня в Триполи, требуя от Евросоюза активной помощи детям.
И в общем это справедливо, безотносительно вопроса, виноваты ли медики. С этим соглашаются и в Европе, принимая больных детей на лечение, вкладывая немалые средства в развитие ливийской системы здравоохранения.
Можно сегодня поздравить Болгарию, которая в тяжелейшей ситуации не бросила на произвол судьбы своих граждан, можно высказать признательность тем финансовым институтам в Европе, которые в кратчайшие сроки собрали почти полмиллиарда долларов, оставшись при этом в тени. Но не стоит забывать и о том, что ливийская трагедия заражения детей СПИДом остается. Оставив жизнь медикам, как было бы прекрасно, дать им возможность лечить несчастных детей в той же Болгарии. Почему бы и нет.