Достали Воробышка
Биография Эдит Пиаф в фильме "Жизнь в розовом цвете"
Фильм о легендарной французской певице назван в честь одного из ее хитов - "Жизнь в розовом цвете" ("La Vie en Rose"). На протяжении картины с экрана звучат и другие известные песни в исполнении самого узнаваемого голоса ХХ века. Почти любая из них, включая знаменитую "Je ne regrette de rien", могла бы озаглавить биографию Эдит Пиаф, или Воробышка - именно так переводится ее сценическое прозвище с французского.
Это вовсе не означает, что по песням Пиаф можно составить исчерпывающее представление о ее жизни. Тут скорее подходит поэтическая формула о рождении стиха: "Когда б вы знали, из какого сора..." Режиссер "Жизни в розовом цвете" Оливье Даан постарался показать, откуда легенда выросла, а также остановился на издержках, обычно сопровождающих повседневное существование бурной творческой натуры. Много внимания в фильме уделено детству Эдит (детство прошло в борделе у ее бабушки и в доме отца-выпивохи), а также трудной юности певицы на улицах и в кабачках, где миниатюрная француженка начинала карьеру.
Создателей ленты явно интересовали те зачастую безвестные личности, что влияли на Пиаф и привели ее к всенародной славе, а вовсе не те, кто сам был на виду и кому Эдит покровительствовала, уже будучи звездой. Поэтому не стоит удивляться отсутствию в "Жизни в розовом цвете" Ива Монтана или Шарля Азнавура. Достаточно и того, что не обошлось без боксера Марселя Сердана, считающегося любовью всей жизни Эдит.
Зато режиссер подробнее останавливается на отношениях героини с ее Пигмалионом - владельцем ночного клуба Луи Лепле, которого сыграл вездесущий Жерар Депардье; с близкой подругой Момон, в роли которой неподражаемо выступила Сильви Тестю; и с преданным как собака менеджером в исполнении Паскаля Грегори. Мы и так слишком много знаем о Пиаф, чтобы с интересом следить за биографией, выстроенной по скучной схеме "родился-женился-скончался". Так что непубличные персоны ее ближнего круга, пусть и сыгранные узнаваемыми актерами, хоть как-то подогревают зрительское любопытство по ходу фильма. Определенный интерес вызывает и то, что во фрагментах, иллюстрирующих зрелые годы певицы, режиссер делает упор на пагубных пристрастиях Пиаф: то ей что-то вкалывают для восстановления кондиции, то она пьет нечто сильнодействующее. Впрочем, эстрада не большой спорт, хотя и сравнима с ним по напряжению сил, и певицу за допинг не судят, оставляя ей право на саморазрушение. Тем более что слабости Эдит не сказывались на ее голосе.
Как и обещал Штирлиц пастору Шлагу, когда вез того к заснеженной швейцарской границе, эту певицу помнят и после ее смерти. Но все-таки поклонники Пиаф были вправе ожидать от французской ленты большего, чем очередное житие легенды с подборкой песен в ее исполнении. Единственное, что, кажется, не разочаровало никого, - это выбор актрисы на главную роль. Марион Котийяр, ставшая известной в России благодаря комедии "Такси", сумела обнаружить в себе и внешнее сходство с певицей (здесь, правда, и гримеры постарались), и внутреннее понимание ее характера. Творчество на износ - как кредо, и ближе к концу "Жизни в розовом цвете" в телесных страданиях героини проскальзывает намек на классическое "заездили клячу", иначе говоря - достали Воробышка. Но только Воробышек, похоже, сам выбрал такую жизнь и, как мы помним, настаивал на том, что ни о чем не жалеет. Из песни слова не выкинешь.