Красная как кровь
В Исламабаде завершилась операция по ликвидации крупного центра исламских экстремистов в Красной мечети.
Шестнадцать часов пакистанская армия штурмовала комплекс, отбивая у осажденных исламских студентов буквально комнату за комнатой. Данные о потерях из-за жесткой военной цензуры колеблются в широком диапазоне. Пакистанский спецназ, по официальным данным, уничтожил около ста боевиков. Еще примерно пятьдесят захвачены в плен. Атаковавшие потеряли 12 человек убитыми и свыше 30 человек ранеными. Как сообщают власти, в ходе штурма удалось освободить несколько десятков женщин с детьми, которые якобы находились в заложниках у исламистов.
Однако косвенные данные наводят на серьезные сомнения относительно точности этих цифр. Так, глава Гуманитарного пакистанского фонда сообщил представителям СМИ, что военные после завершения штурма заказали у него 400 саванов для погребения погибших. Остается неясной и реальная цифра так называемых заложников, которые, по версии властей, служили осажденным в качестве "живого щита". Сами исламисты утверждали, что никого насильно не удерживали. Некоторые очевидцы говорили, что двор мечети буквально усыпан трупами.
Военное командование признало, что спецназ наступал весьма медленно. И объяснило это тем, что перед армией ставилась задача минимизировать потери среди заложников. С другой стороны, продвижению спецназа мешало ожесточенное сопротивление укрывшихся в подвалах комплекса и засевших на минаретах мечети боевиков, которые вели огонь из автоматического оружия и гранатометов. Наступавшим приходилось также уничтожать мины-ловушки и растяжки.
Последним очагом сопротивления стал глубокий подвал женской религиозной школы-медресе. Как заявил представитель МВД Пакистана Джавед Икбал Чим, там засел и главарь мятежа, заместитель имама мечети и руководитель богословской школы Абдул Рашид Гази. До штурма он несколько раз отвергал компромиссные предложения властей и заявлял, что готов на самопожертвование ради исламской революции. На предложение сдаться Абдул Рашид и его ближайшие сторонники ответили огнем и были уничтожены. В МВД его смерть назвали "серьезным ударом по экстремистским элементам в стране и уроком для остальных".
На территории комплекса Красной мечети еще раздаются отдельные выстрелы, тщательная зачистка обширных помещений продолжается. Но из происшедшего уже можно сделать некоторые выводы. Ожесточенность столкновения и масштабы кровопролития потрясли страну и наглядно продемонстрировали остроту разрывающих правящий режим противоречий. Они показали, что исламский экстремизм набирает силу и открыто бросает вызов президенту Первезу Мушаррафу. Властям все труднее противостоять требованиям повсеместного введения в стране мусульманского законодательства - шариата. По многим городам страны прокатились массовые антиправительственные демонстрации, которые возглавили учащиеся и выпускники религиозных школ.
Остается открытым вопрос о ом, что власти намерены сделать с плененными мятежниками. Долгое время официальный Исламабад утверждал: имамы Красной мечети - братья Абдул Рашид и Абдул Азиз Гази - связаны с "Аль-Каидой" и движением "талибан", а составлявшие костяк сопротивления боевики входили в состав двух запрещенных экстремистских организаций "Джейш-э-Мохаммад" и "Харакат аль-джихад аль-ислами". В то же время пакистанские власти менее всего заинтересованы в том, чтобы превращать арестованных в Красной мечети студентов в мучеников за веру.