Советское - значит российское
Госдума устанавливает национальный приоритет на торговые марки бывшего СССР

Вчера Госдума приняла в первом чтении законопроект, защищающий владельцев "советских брэндов" (товарных знаков, зарегистрированных в СССР). По замыслу депутатов, предприятия из стран СНГ и западных стран, желающие заработать на советских марках конфет и водки, должны будут заключать договора на их использование с российскими правообладателями. Впрочем, по мнению экспертов, норма относится и к российским спорам по брэндам – Госдума ко второму чтению проекта решит, необходимо ли распространять ее внутри России.
Законопроект с поправками к закону "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса (ГК)" внесли вице-спикер палаты Сергей Бабурин и глава комитета по законодательству Павел Крашенинников. Депутаты предлагают исключить из закона о введении ГК норму, позволяющую предприятиям, выпускавшим продукцию под советскими брэндами до 17 октября 1992 года (даты вступления в силу российского закона "О товарных знаках..."), продолжать это делать на условиях бесплатной неисключительной лицензии.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, депутаты рассчитывают, что после изъятия этой нормы иностранные производители смогут ввозить в Россию продукцию под советскими брэндами только в случае, если купят лицензию у российского правообладателя. Ранее полученные ими безвозмездные лицензии будут признаны недействительными.
Как пояснил Павел Крашенинников, законопроект стал реакцией депутатов на многочисленные обращения в Госдуму представителей пищевой, алкогольной и прочих отраслей. "Мы ликвидируем лазейку, позволявшую использовать товарный знак без договора. Тем самым мы защищаем российских производителей – `изначальных' владельцев брэндов",– говорит депутат.
По данным "Коммерсанта", хотя принятый вчера законопроект не требует представления официального заключения правительства, его уже поддержали в Белом доме и в администрации президента. В частности, документ был рассмотрен комиссией по совершенствованию гражданского законодательства при президенте. Впрочем, ко второму чтению документ будет основательно дорабатываться – дело в том, что в нынешней форме норма распространяется не только на производителей из СНГ, но и на российских производителей.
Как отмечается в заключении правового управления Госдумы, изъятием одного абзаца из закона о введении ГК сложную проблему права на брэнды бывшего СССР не решить. "В этом случае вопрос будет решаться на уровне подзаконных актов, что вряд ли обоснованно",– сказано в заключении. Кроме того, отмечают думские юристы, вообще не ясно, права каких обладателей брэндов (российских или иностранных) защищает законопроект и каковы последствия предлагаемых мер (массовое аннулирование зарегистрированных товарных знаков, судебные споры за брэнды и т.д.).
Споры вокруг производства продукции под "советскими брэндами" внутри России неоднократно отмечал; они сконцентрированы в основном на пищевой индустрии. Так, в январе 2007 года нижегородское ООО "Кондитерская фабрика 'Первое Мая'" обвинило холдинг "Объединенные кондитеры" в недобросовестной конкуренции – по мнению юристов фабрики, московский холдинг незаконно использует исключительное право на такие товарные знаки, как "Ивушка", "Сказка", "Гусиные лапки", "Раковая шейка", "Коровка". С московским заводом "Карат" судится ряд региональных молочных заводов, в том числе "Ростагроэкспорт", за исключительное право на использование марок плавленых сыров "Дружба" и "Янтарь", причем госпредприятие "Союзплодоимпорт" пытается получить приоритетное право на торговые марки для себя. Поправки в случае принятия в нынешней форме возобновят судебные споры.
Депутат Крашенинников признает, что сейчас проект касается производителей и в России, и за ее пределами. Однако вчера на всех дискуссиях в Госдуме предполагалось, что поправки касаются только производителей из СНГ. Вопрос о том, кого именно защитит Госдума, решится лишь ко второму чтению поправок в парламенте – осенью-зимой 2007 года.
Крупнейшие споры вокруг советских брэндов
В июле 1992 года самарское ОАО "Жигулевское пиво" зарегистрировало товарный знак "Жигулевское" и потребовало от других заводов прекратить его использование. В 2001 году Роспатент отменил свое решение, и "Жигулевское пиво" стало отстаивать права в суде. В 2003 году Федеральный арбитражный суд Московского округа подтвердил решение о лишении предприятия исключительных прав на товарный знак.
В 1997 году владелец компании SPI Group Юрий Шефлер за $300 тыс. купил у федерального казенного предприятия "Союзплодоимпорт" права на 43 водочные марки, включая брэнды Stolichnaya, Moskovskaya, Russkaya и др. В 2001 году в результате судебных разбирательств между SPI и Минсельхозом товарные знаки были перерегистрированы на Россию в лице министерства. SPI свернула свою деятельность в России, но продолжила производство за рубежом. "Союзплодоимпорт" пытался оспорить решение, проиграл суды в США, Франции, Польше и других странах, добился победы в Голландии и Азербайджане.
В августе 2006 года ФТС России по просьбе ряда кондитерских компаний, в том числе "Объединенных кондитеров" и фабрики "Азарт", ограничила ввоз в страну продукции белорусских фирм, использующих советские брэнды "Му-Му", "Белочка", "Мишка на поляне". В ответ в ноябре 2006 года Белоруссия перестала пропускать на территорию республики кондитерские изделия из России.