ФАС его знает
Служба не раскрыла собственника ООО «Прана», но одобрила покупку лота №13
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) вчера дала свое согласие ООО «Прана» на приобретение активов ЮКОСа, входящих в лот №13. Однако ФАС отказалась открыть реального владельца загадочного ООО, ссылаясь на его просьбу сохранить коммерческую тайну. По мнению политологов, этот шаг ФАС резко сужает «круг подозреваемых» — победитель получил одобрение покупки в Кремле, и службе было предписано не препятствовать сделке.
Помимо «Газпрома» аналитики включили в шорт-лист еще «Сургутнефтегаз» и Романа Абрамовича. В лот №13 вошли 100% ООО «Дубининское» (владеет офисом ЮКОСа), 100% ЗАО «ЮКОС-М», 100% ООО «ЮКОС Москва», 98% НИИ экономики авиационной промышленности, 100% ООО «ТД «ЮКОС-М», 77,4% ООО «Объединенный центр исследований и разработок», 70% ООО «ЮКОС Восток Трейд», 70% ЗАО «ЮТ-ОЙЛ» и ряд других активов.
«ФАС изучила представленные 25 мая 2007 года «Праной» сведения о выгодоприобретателях и источниках финансирования сделки и пришла к выводу, что сделка по приобретению ООО «Прана» активов этого лота не приведет к ограничению конкуренции», — сообщает пресс-служба ведомства. При этом начальник управления ФАС по контролю и надзору ТЭК Александр Пироженко пояснил РБК daily, что победитель аукциона попросил ведомство не раскрывать владельцев компании и источники финансирования сделки на основании коммерческой тайны. «Мы изначально понимали, что эта покупка не приведет к ограничению конкуренции, однако были вынуждены соблюсти все необходимые по закону формальности и процедуры», — добавил он. Г-н Пироженко также отметил, что сделка финансировалась из кредитных средств.
Напомним, что аукцион по продаже лота №13 состоялся 11 мая. Его победителем стало ООО «Прана», чьим генеральным директором числится Владимир Есаков, а владельцем 99% акций является зарегистрированная на Сейшелах компания «Парсон Консалтинг Инк.». При этом источники, близкие к ЮКОСу, сообщали, что «Прана» перечисляла задаток со счета в Газпромбанке. Эта компания в упорной борьбе с «внучкой» «Роснефти» ООО «Нефть-Актив» на 707-м шаге предложила за актив 100,091 млрд руб. (4 млрд долл.) при стартовой цене 22,07 млрд руб.
Бывший сотрудник ЮКОСа пояснил РБК daily, что основная борьба развернулась не за здание на Дубининской улице, а за управляющие и трейдерские «дочки» опальной компании, зарегистрированные в зонах с льготным налогообложением. В частности, речь идет о ЗАО «ЮКОС-М», на счетах которого осели гигантские средства, которыми оно в том числе кредитовало предприятия, ныне подконтрольные «Роснефти». Бывший вице-президент ЮКОСа Александр Темерко ранее заявлял Financial Times, что проданный трейдер ранее владел наличностью на сумму около 4,5 млрд долл., полученной от реализации нефти.
Максим Шеин из ИК «Брокеркредитсервис» считает, что «Прана» является транзитной компанией, которая в итоге перепродаст приобретенные активы одной из госкомпаний. Он не исключает, что в результате офис ЮКОСа на Дубининской может быть предложен «Роснефти», а управляющие компании отойдут структурам «Газпрома». При этом он не исключает, что по сценарию с «Байкалфинансгруп», которая выкупила ранее акции «Юганскнефтегаза», «Прану» может приобрести «Газпром» или его структура за символическую сумму.
«Главный вопрос не в том, кто стоит за «Праной», а почему так закончился аукцион. На мой взгляд, произошла простая вещь: президент Путин объявил, что средства, полученные федеральным бюджетом от банкротства ЮКОСа, будут целевым образом направлены на финансирование программы капитального ремонта ветхого и аварийного жилья, — заявил РБК daily заместитель директора Института социальных систем Дмитрий Бадовский. — На аукционе было кому-то рекомендовано заплатить побольше, чтобы обеспечить дополнительное финансирование проекта. Так что мне кажется, что это была не борьба с «Роснефтью» и ее поражение. Просто не она была назначена на эту роль». Политолог затруднился ответить, кто стоит за «Праной». «Возможно, что и «Газпром», хотя могут быть и другие версии, например что активы ЮКОСа приобрел Роман Абрамович или кто-то другой из олигархов. Думаю, это ближе к истине», — сказал он.
«Если речь идет о нефти и газе, на российском рынке есть лишь три серьезных игрока — «Газпром», «Роснефть» и «Сургутнефтегаз», — убежден гендиректор Центра политической конъюнктуры Константин Симонов. По его мнению, за сделкой стоят фигуранты, связанные с «Сургутнефтегазом», которому, судя по всему, и достались активы ЮКОСа.
«Посмотрим, кто вселится в офис ЮКОСа, тогда и станет понятно, кто стоит за «Праной», — отметил заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин.