Бифштекс преткновения
В мясном конфликте с Польшей возможен компромисс
Только что завершившийся в Самаре саммит Россия-ЕС оставил впечатление тупика, в котором оказались обе стороны. И, в частности, в связи с эмбарго на поставки в Россию польского мяса, которое превратилось в камень преткновения. Однако уже вчера это впечатление стало меняться, причем по инициативе обеих сторон. Президент Владимир Путин на традиционном понедельничном совещании с членами правительства поручил министру сельского хозяйства Алексею Гордееву активизировать диалог с Евросоюзом по вопросу польского мяса. В тот же день официальный представитель ЕС Филипп Тод заявил, что Еврокомиссия предлагает России провести переговоры на техническом уровне. Вчера же и польские представители предпочли смягчить свою риторику.
Вопрос польского мяса был одним из основных на недавнем саммите Россия-ЕС в Самаре, поскольку эта проблема уже давно вышла за пределы ветеринарных разногласий между двумя странами. В ответ на введенный Россией осенью 2005 года запрет на ввоз польского мяса (и некоторых видов растительной продукции) Варшава осенью 2006 года воспользовалась своим правом вето и заблокировала начало переговоров по новому всеобъемлющему соглашению о стратегическом партнерстве между Россией и Евросоюзом. Срок действующего документа истекает в этом году, а начать подготовку нового стороны не могут. «Нужно искать решение, - заявил вчера Владимир Путин на встрече с министрами, - надо деполитизировать эти вопросы и решать проблему на профессиональном уровне, но решать в доброжелательном, партнерском режиме, с тем, чтобы учитывать интересы и наших партнеров, и наших селян».
Сделать это будет нелегко. Стороны по-разному оценивают ситуацию и, следовательно, способы ее разрешения. «С нашей точки зрения и точки зрения специалистов ЕС, польское мясо и прочая сельскохозяйственная продукция, запрещенная для ввоза в Россию, являются безвредными», - заявил официальный представитель польского МИДа Роберт Шанявский.
У России иная позиция, поскольку, по ее мнению, собственно о польском мясе речь не идет. Запрет введен из-за того, что Польша, по утверждению российской ветеринарной службы, занималась реэкспортом, поставляя мясо из третьих стран под видом собственного. В том числе даже такую экзотическую продукцию, как индийская буйволятина. При этом ввоз живого элитного скота разрешен. А с мая разрешено ввозить в Россию живых свиней на убой. «У нас нет претензий к польским фермерам, сельхозпроизводителям по поставкам живого скота на убой», - подчеркнул г-н Гордеев. Чиновники ЕС признали, что Польша допустила определенные отклонения от европейских требований в отношении экспорта мяса, однако, по их мнению, оснований для эмбарго нет.
Вчера же стало очевидным, что попытки найти выход из "мясного тупика" вызывают открытое сопротивление лоббистов отечественного агропрома. "Мы можем поставить непонятные политические выгоды в угоду собственной экономике, собственному здоровью, - заявил зампред комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Сергей Лисовский. - Мы хотим решать политические проблемы за счет экономики, потому что польская свинина некачественная... Мы тут же опустим внутренний российский рынок мяса, и пострадает российский производитель». Как утверждает г-н Лисовский, в ЕС нет эффективных механизмов регулирования и контроля за качеством продукции. "Как можно говорить о безопасности, если у них можно купить пустые бланки сертификатов?" - отметил он, не уточнив, правда, как обстоит дело с покупкой пустых бланков на отечественной территории.
Однако если г-н Лисовский считает "непонятными политические выгоды" от разрешения конфликта, то Кремлю, кажется, понятны политические невыгоды от сложившегося статус-кво. И еще более неприятным для него стало бы мнение, что развитие нормальных отношений с Евросоюзом оказалось заблокированным не столько польскими политиками, сколько российскими лоббистами.