Сам себе прокурор
Потерпевшие и свидетели смогут самостоятельно обвинять в суде
Эпохальные изменения ожидают Уголовно-процессуальный кодекс - в части, касающейся судопроизводства. В эту весеннюю сессию, то есть до конца июля, в Госдуму поступят поправки, которые позволят поддерживать обвинение не только прокурорам, но и свидетелям и потерпевшим. Разработчики законопроекта говорят, что их поддержит руководство "Единой России", а значит, велики шансы, что законодатели примут поправки в УПК за месяц-два. Готовящиеся нововведения сразу вызвали споры в юридическом сообществе: одни считают их бессмысленными и вредными, другие уверены, что таким образом Россия приближается к мировым стандартам правосудия.
Над подготовкой революционного законопроекта несколько месяцев трудилась рабочая группа, состоящая из депутатов Госдумы, членов Совета федерации, Общественной палаты и представителей силовых ведомств - МВД, ФСБ, Генпрокуратуры.
Один из инициаторов поправок, первый зампред комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Валерий Гребенников, пояснил вчера на пресс-конференции: "В УПК ни свидетель, ни потерпевший как процессуальные фигуры никак не обозначены. У них нет ни полномочий, ни процессуальной защиты. Они выступают лишь как источники сведений, а это не нормально".
Гребенников дал пресс-конференцию совместно со статс-секретарем-заместителем главы МВД Николаем Овчинниковым и лидером общественного движения "Сопротивление" Ольгой Костиной.
Выступавшие рассказали, что, например согласно действующим нормам, пострадавший от преступления имеет право нанимать защитника за свой счет, а может обходиться вообще без юридического представителя. А проект закона предусматривает, что услуги адвоката предоставляются потерпевшему в обязательном порядке и на бесплатной основе.
Согласно законопроекту, в УПК вводится новое понятие - заявитель. Им именуется "лицо, сообщившее в органы предварительного расследования о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении". У заявителя довольно много прав по сравнению с "обычным" потерпевшим или свидетелем. Скажем, он может знакомиться с материалами проверки по своему заявлению и снимать с них копии, может обжаловать отказ в возбуждении уголовного дела в судах или прокуратуре и требовать защиты для себя. Кроме того, ему дается право даже требовать изменения меры пресечения для обвиняемого.
Гребенников назвал революционными, хотя и не являющимися "новеллой" (видимо, имелось в виду новизна для мирового судопроизводства) еще одно готовящееся изменение в УПК: заявитель в ходе процесса вправе будет сам поддерживать обвинение, если прокуратура отказывается от его части. Еще заявитель может воспользоваться программой защиты свидетелей, которая была принята постановлением правительства в ноябре прошлого года.
Этот пункт вызвал самые горячие дискуссии опрошенных корреспондентами "Газеты" юристов и правозащитников. Руководитель Комитета за гражданские права
Андрей Бабушкин считает: "Это нужное новшество. Наконец-то законодатели вспомнили о 46-й статье Конституции, где записано, что каждый имеет право на защиту всеми не запрещенными законом способами. Ведь получается, что реализация этого права сейчас зависит от прокуроров, их настроения и отношения к потерпевшему".
А вот известный адвокат Сергей Беляк, защищавший бывшего башкирского сенатора Игоря Изместьева, назвал поправки "полнейшей глупостью и маниловщиной": "Дело-то в том, что свидетель тем и ценен, что беспристрастен по делу и говорит только то, что видел. А у государства нет денег не то что на психологов и адвокатов для потерпевших, но даже на обеспечение защиты свидетелей. Где Гребенников живет, в какой стране?".
Его коллега Карина Москаленко, защищавшая экс-главу ЮКОСа Михаила Ходорковского, уверена, что законопроект в целом правильный: "Поддерживать обвинение потерпевшие и свидетели могут, ведь порой прокуратура, особенно когда на скамье подсудимых представители власти, отказывается от обвинения не в интересах права, а по каким-то другим причинам".
Но и у нее вызвал сомнения пункт законопроекта о том, что заявитель вправе требовать защиты в рамках программы защиты свидетелей: "У нас государство не справляется даже с обеспечением бесплатной защиты обвиняемых, о чем тут говорить?".
Наконец, согласно законопроекту, полноправным участником судебного процесса станет психолог. Гребенников отметил: "Иногда психолог бывает просто незаменим для потерпевшего в делах о расследовании ряда преступлений. Например, против чести". Но руководитель московской коллегии адвокатов "Николаев и партнеры" Юрий Николаев выразил "Газете" свои сомнения, напомнив о нехватке квалифицированных психологов, имеющих соответствующее образование и опыт участия в уголовном процессе. Ведь их неявка в суд может надолго затянуть процесс.
Статс-секретарь-заместитель министра внутренних дел Николай Овчинников заверил на пресс-конференции, что при подготовке законопроекта силовики работали только в качестве консультантов, не будучи соавторами. К работе над поправками привлекались также правозащитники, прежде всего из движения "Сопротивление", которое получило известность благодаря своему лидеру Ольге Костиной. В свое время она проходила в качестве потерпевшей по делу начальника службы безопасности ЮКОСа Алексея Пичугина и с тех пор активно сотрудничает с правоохранительными органами. Законопроект о правах потерпевших и свидетелей проходит последнюю экспертизу в правовом аппарате Госдумы, после чего сразу поступит на рассмотрение.
Как защищают свидетелей и потерпевших на Западе
В Великобритании и Германии свидетелям и потерпевшим в рамках специальной программы может быть предоставлена защита. В том числе, возможность переезда на новое место жительства, изменение фамилии. Безопасность свидетелей обеспечивает не специальная служба, а полиция. В Британии программа распространяется не только на потерпевших и свидетелей, но и на преступников, которых нужно уберечь от общественного возмездия. Независимо от национальной принадлежности или гражданства, свидетели защищаются государством. И не только во время следствия и суда. Им предоставляется возможность устроиться на работу, а по окончании судебного процесса, если на родине существует угроза их жизни или здоровью, возможность остаться в Британии на постоянное жительство.
Служба федеральных маршалов при минюсте США, занимающаяся защитой свидетелей, существует с начала 1970-х. Через нее прошли более 6 тысяч свидетелей и потерпевших и порядка 12 тысяч человек их семей. Доказательства, представленные такими свидетелями, позволили вынести обвинительные приговоры в среднем по девяти из десяти дел, в которых они участвовали. Американские законы гарантируют свидетелю новые документы, изменение внешности, новое местожительство, выплату денег и компенсации, а также трудоустройство и сеансы психотерапии.