Улетелом убежалом
"АукцЫон" представил свой новый альбом
Группа "АукцЫон" выпустила новый альбом, первый за более чем 10 лет, который записывался в Нью-Йорке в сотрудничестве с несколькими знаменитыми американскими музыкантами. Двое из них - клавишник Джон Медески и гитарист Марк Рибо приехали в Москву, чтобы сыграть с «АукцЫоном» на большом концерте в поддержку новой пластинки.
При совсем не дешевых билетах концерт «АукцЫона» в Б1 Maximum собрал изрядное количество зрителей. Многим из них двух часов громкой и непростой музыки оказалось явно недостаточно: дважды вызвав измочаленных музыкантов на бис, они долго и упорно требовали «еще и еще», пока не стало ясно, что концерт все-таки окончен. Тем временем нынешний «АукцЫон» гораздо ближе к авангарду, чем к традиционному року, и восприятие этой новой музыки - занятие не из легких, особенно при таком жутковатом звуке, какой был на концерте. В разных частях зала все звучало по-разному: где-то был лучше слышен голос, где-то гитара, а где-то ударные, но нормального звучания не было нигде. Может быть, разве что в той единственной точке, где стоял звукорежиссер.
В течение первого часа с лишним группа играла исключительно новые песни. Сопровождались они крайне занятным видеорядом: трансляция происходившего на сцене вплеталась в мультипликацию и какие-то сюрреалистические кинокадры.
Американские гости располагались в левом углу сцены: Джон Медески возвышался за клавишными, а сильно поседевший со времен своего последнего приезда в Москву Марк Рибо, как обычно, сидел сгорбившись на стульчике и с отрешенным видом терзал свою гитару.
В противоположном углу помещались музыканты «АукцЫона», посредине стоял еще один гость, но из местных - контрабасист Владимир Волков. На первых порах визуальным центром всей композиции был шоумен Олег Гаркуша в черном блестящем пиджаке. Гаркуша не только плясал и подпевал, но и дудел в какие-то игрушечные дудочки, которых, по счастью, совсем не было слышно.
Лидер группы Леонид Федоров занял позицию поближе к американцам, но в профиль к публике.
Зарубежные специалисты встроились в состав «АукцЫона» очень органично. Марк Рибо играл в своей характерной манере примерно то, что можно слышать на альбомах, скажем, Тома Уэйтса. Однако для «АукцЫона» такой стиль был очень кстати, видимо, потому что ранее игравший в группе гитарист Дмитрий Матковский извлекал из гитары схожие звуки.
Партии легендарного клавишника Джона Медески оказались более заметным новшеством для "АукцЫона". В целом они принесли группе позитивное настроение: Медески был этаким представителем гармонии в шумном, истеричном, порой атональном звуковом вале современного «АукцЫона».
Хотя концерт начался со стихотворения Олега Гаркуши, вскоре шоумен и любимец публики немного потерялся в новой музыкальной ситуации. Прежняя веселость покинула «АукцЫон», музыка стала по большей части печальна или надрывна, так что прыгучий Гаркуша как-то не очень вписывался во все это.
Сыграв вступительные композиции «Профукал» и «Падал», Медески, Рибо, Федоров и Волков «уединились» на сцене вчетвером и принялись очень обстоятельно исполнять песню «Возле меня». Эта песня - что-то вроде квинтэссенции позднего федоровского творчества: здесь и завывания в духе «Зимы не будет», и неизбывная грусть-печаль, и любимое Федоровым бормотание на тему «профукал-пропукал-какакал».
Вообще, тому, кто следил за работами Леонида Федорова последних лет, песни нового альбома «АукцЫона» под названием «Девушки поют» не покажутся чем-то неожиданным. Знакомые гармонии, знакомая полуабстрактная лирика Дмитрия Озерского, научившегося (не без помощи Алексея Хвостенко) делать тексты практически «из ничего»: «там дам даром или делом, сталом былом опустелом, стылым белым одеялом, улетелом убежалом». Просто в этом случае «АукцЫон», как лихой биг-бэнд, придает музыкальным медитациям Федорова сильный драйв, которого нет в камерных федоровских проектах.
Несколько старых песен группы - «Моя любовь», «Осколки», «Лети, лейтенант» - прозвучали ближе к концу выступления. На «Осколках» концерт достиг своего энергетического и шумового пика. Заканчивалось все уже в спокойных тонах: под звуки песни «Грусть-печаль моя» Федоров представил музыкантов, а Гаркуша настойчиво желал всем счастья и успехов. Но группе пришлось выйти на сцену еще раз и спеть «Зимы не будет». Публика, однако, не унималась и только после продолжительного свиста и аплодисментов смирилась с тем, что вечер подошел к концу.