У поморов изымут рыбные ресурсы...
Министерство сельского хозяйства (Минсельхоз РФ) подготовило проект приказа, утверждающего новые правила рыболовства на севере России. Особенностью национальной рыбалки в ближайшем будущем станет то, что уже никакую рыбу нельзя будет ловить без особого разрешения чиновника, то есть бесплатно. Об этом с возмущением говорили в своих выступлениях участники прошедшей в Архангельске Первой межрегиональной конференции коренных жителей Беломорья.
На осень 2007 года в Архангельске запланирован Съезд коренных поморов со всего Беломорья, и прошедшая в начале апреля конференция является одним из этапов его подготовки.
По мнению участников конференции, объединившей поморов Архангельской и Мурманской областей, новые правила рыболовства полностью игнорируют интересы коренных жителей Российского Севера, нарушают права коренных поморов, которым фактически отказано в праве пользоваться традиционными биоресурсами и заниматься традиционным рыболовством.
Что такое рыболовство?
Большинство россиян о рыболовстве имеют смутное представление. Для сведения: в России существуют несколько видов рыболовства, среди которых наиболее развито промышленное рыболовство (им занимаются тралфлот, рыболовецкие колхозы и иные бизнес-структуры в соответствии с выделенными им платными квотами). Другой вид национальной рыбалки – это традиционное рыболовство (оно предназначено только для коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, которым бесплатно выделяются квоты на биоресурсы).
Кроме того, есть любительское рыболовство и спортивное рыболовство (согласно новым правилам рыболовства, эти два вида могут осуществляться по платным лицензиям или разрешениям и предназначены для отдыхающих на природе граждан и рыбаков-спортсменов).
Проблема заключается в том, что по новому российскому законодательству поморы не имеют права заниматься традиционным рыболовством! Основание? Чиновники считают: если поморов нет в Списке коренных малочисленных народов Севера, значит, их не существует. А у несуществующего народа не может быть и традиционного рыболовства. Нет поморов – нет проблем.
Запреты вместо правил
– Поморы законопослушный народ, но надо понимать, что отказаться от традиционного рыболовства они не смогут – это для них равнозначно гибели, – убежден глава Беломорской территориально-соседской общины коренного малочисленного народа поморов, председатель рыбакколхоза «Беломор» Сергей САМОЙЛОВ. По его словам, термин «правила» означает регулирование, регламентирование какого-либо вида деятельности. Но то, что содержит в себе новый проект правил рыболовства по отношению к поморам, – это уже не регулирование, а полный запрет пользоваться своими традиционными природными ресурсами, вести традиционный образ жизни и жить на земле своих предков.
По словам Сергея Самойлова, новые Правила добычи (вылова) водных биоресурсов противоречат федеральному Закону о рыболовстве (ст. 24), в котором говорится, что любительское и спортивное рыболовство осуществляются без разрешений. Однако в ст. V. I п. 75 правил это право отрицается: «Для осуществления любительского и спортивного рыболовства без разрешения… гражданам необходимо получить согласие пользователя рыбопромысловым участком». Спрашивается, чем согласие отличается от разрешения?! И как помору, живущему за сотни километров от Большой земли, получить такое согласие от пользователя? И что делать, если пользователь (новый хозяин поморских ресурсов) живет, например, в Москве, Питере или вообще за границей? Но даже если участок и отведен для спортивного и любительского рыболовства, то все равно, согласно п. 79.1.1 правил, рыбаку-помору требуется иметь при себе разрешение. А где его взять?
Как достать разрешение?
Не секрет, что для того, чтобы получить разрешение или лицензию на любительский и спортивный лов, у коренных поморов нет ни денег, ни возможности оформить все нужные документы. Однако без этого ловить рыбу теперь запрещается: согласно ст. V.2. п. 78 правил, «граждане, осуществляющие любительское и спортивное рыболовство, должны иметь при себе именную разовую лицензию, а также паспорт или иной документ, удостоверяющий личность». Но неужели житель дальней поморской деревни поедет в областной центр за разрешением в управление Россельхоза?
Согласно ст. V.3. 79.1.1 правил: «Пользователи водными биоресурсами не вправе осуществлять любительское и спортивное рыболовство без разрешения, а также без выделенной квоты добычи (вылова) водных биоресурсов». Получается, что ловить рыбу без квоты, без согласований и разрешений коренным поморам вообще нельзя! А помимо того поморам фактически запрещается без разрешения пользоваться собственными традиционными лодками! Так, в соответствии со ст. III.3. п. 33.1 правил, «пользователи водными биоресурсами не вправе осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов: с судов и других плавсредств, не зарегистрированных в установленном порядке и не имеющих четко нанесенных на борту опознавательных знаков установленного образца». Значит, помору опять надо ехать в областной центр, платить кучу денег, чтобы зарегистрировать свой старый карбас? Кстати, архангельская инспекция по маломерным судам уже который год не может проехать по деревням для регистрации маломерного флота.
Не ловись, рыбка
На период нереста семги вводится запрет на ее лов – мера поморам понятная и, наверное, необходимая, но зачем запрещать ловить другую рыбу? Например, у поморов всегда существовал так называемый «дрифтерный» лов беломорской сельди в осенний период на Летнем берегу, теперь он запрещен в период с 10 августа по 10 октября (п. 82.2 правил). Но ведь как раз в это время поморы всегда и ловили беломорскую сельдь!
В то же время в Ненецком автономном округе в это время разрешают ловить и сельдь, и навагу, и даже корюшку с камбалой (п. 82.3 правил). Разве это не дискриминация одного коренного народа (в данном случае поморов) по отношению к другому коренному народу – ненцам? Что, есть более ценные народы, а есть «этнические отбросы», в которые чиновники упорно записывают коренных поморов?
Что разрешено?
Согласно ст. V.7. п. 88.1 поморы могут ловить себе на пропитание рыбу «продольниками с общим количеством крючков не более 10 штук (в озерах 20 штук, в море до 100 штук) у одного гражданина, «сеткой-малявочницей» размером не более 1,5 х 1,0 м для отлова живца, сетками («пауками») диаметром до двух метров и вентерями (мережи) длиной всего устройства не более 3 м, диаметром ловушки не более 1 м, в количестве не более 3 штук у одного гражданина».
Но и сетка-малявочница, и даже трехметровая мережа (по-поморски рюжа) – это нонсенс, ведь рюжи, без которых помору не выжить, составляют до нескольких десятков метров! Знают ли об этом авторы проекта правил рыболовства? Тем не менее традиционные поморские орудия лова будут изымать, уничтожать, а для поморских семей утрата дорогостоящей рюжи означает нищету и равнозначна потере средств к существованию.
– Странная получается картина, – говорит Сергей Самойлов. – Ненцы, живущие по соседству с поморами, перенявшие в XIX веке у поморов опыт рыбной ловли, имеют право заниматься традиционным рыболовством, получают на это бесплатные квоты. А что имеют право ловить без лицензии поморы? Согласно ст V.6. п. 85 правил: «При осуществлении любительского и спортивного рыболовства не запрещается и не ограничивается только… сбор водорослей, морских трав и водных беспозвоночных (ракушек) из штормовых выбросов!».
Таким образом, ситуация с российской национальной рыбалкой наконец-то прояснилась. По новым российским законам без разрешения поморам можно собирать только выброшенную на берег падаль, морскую тину и ракушки…
Но неужели этого хотел президент Владимир Путин, когда потребовал от чиновников навести порядок в рыбной отрасли и срочно разработать новые правила рыболовства? И неужели он допустит, чтобы в таком виде эти правила были приняты?