В "Зените" - амнистия
Вчера поздно вечером состоялся долгий и обстоятельный разговор между главным тренером "Зенита" Диком Адвокатом и Андреем Аршавиным, Игорем Денисовым и Александром Анюковым. По его результатам было принято решение, что начиная с пятницы все трое возвращаются в основной состав "Зенита", а значит, смогут принять участие в матче против "Амкара" в Перми в ближайшее воскресенье. Таким образом, инцидент можно считать исчерпанным, поскольку игроки принесли свои извинения.
Если бы еще неделю назад кто-нибудь предположил, что "Зенит" при его нынешних амбициях дважды в течение пяти дней безоговорочно проиграет дома "Спартаку", это выглядело бы откровенной нелепостью. Ну а кто бы мог подумать, что параллельно произойдет еще одно невероятное событие - отправка в дубль трех игроков сборной России во главе с ее капитаном Андреем Аршавиным?! Тем не менее все произошло именно так.
Вчера, правда, скандальная ситуация с отлучниками прояснилась, они возвращены в команду, но вопросы остались. Как такое могло произойти в "Зените"? Почему на старте сезона один из потенциальных кандидатов в чемпионы оказался в явном кризисе - как игровом, так и с точки зрения внутренней обстановки в команде?
Если говорить о ситуации с тремя отлучниками, то один из вариантов трактовки событий, который высказали вчера в неофициальных беседах сразу несколько человек, имеющих отношение к команде, оказался довольно парадоксальным. Состоит он в том, что в самой по себе истории, из-за которой разгорелся сыр-бор, ничего особенного нет: подобное случалось в "Зените" и раньше. Например, при Властимиле Петржеле - причем не только в серебряном для "Зенита" сезоне-2003, но и до, и после него. Другое дело, что сор из избы практически никогда не выносился. А вот Дик Адвокат молчать не стал. То ли из принципиальности, то ли потому, что именно после первого поражения от "Спартака" такое решение показалось ему своевременным.
Кстати, по информации "СЭ", первоначально речь шла о карательных мерах в отношении только одного нарушителя режима - Александра Анюкова. Ибо именно он, выражаясь языком правоохранительных органов (раз уж речь идет об анализе данных камер наружного наблюдения, то почему нет?), и попался с поличным. Но Аршавин с Денисовым решили не бросать товарища в беде и сами признались главному тренеру, что были вместе с ним. Ситуация в момент стала для Адвоката почти тупиковой - чересчур жесткое наказание сразу трех игроков основного состава явно вышло бы за рамки допустимого в нынешней ситуации. В итоге дело и ограничилось столь странной полумерой, как пятидневная ссылка в дубль, поставившая "Зенит" в положение "унтер-офицерской вдовы", - наказание символическое, а конфликт шумный.
Неопределенность ситуации явно давит на Адвоката. Впервые некоторую его неуверенность можно было почувствовать во время общения с прессой после вчерашней открытой тренировки. Во всяком случае, вопрос о том, останется ли Аршавин капитаном, заставил голландца тяжело вздохнуть и констатировать, что решения по этому поводу у него еще нет и появится оно только после дополнительного обсуждения. Видимо, он имел в виду предстоящее обсуждение с руководством клуба, которое и состоялось вчера поздно вечером. Ведь до сей поры с командой на такие темы главный тренер не разговаривал и капитана назначал самостоятельно.
Любопытно, что в задумчивость Адвоката поверг и другой вопрос: знал ли он, когда принимал предложение "Зенита", о том, что российские игроки в целом подвержены такому явлению, как нарушение режима?
- Мне сложно говорить об этом. Я привык доверять людям, а игроки всегда защищают друг друга. Но ведь я профессионал и от них жду того же. Может быть, то, о чем вы говорите, и есть одна из причин того, что на данный момент российский футбол не находится там, где мог бы находиться. Возможно, наши нынешние меры - первый шаг к улучшению ситуации? - Чуть ли не впервые после появления в "Зените" Адвокат начал рассуждать вслух.
А уж когда он впервые заговорил о том, что ему, возможно, придется задуматься над тем, как упростить схему игры "Зенита", то невольно возник вопрос: насколько управляема сейчас питерская команда? И как она сама относится к инциденту? Почти наверняка можно утверждать - по-разному относится. Еще до начала чемпионата в Питере судачили о том, что в "Зените" сформировались несколько группировок. Например, "корейская", которая в силу менталитета и языкового барьера живет несколько обособленно. "Восточноевропейская", куда входят легионеры из Чехии, Словакии, Хорватии и примкнувший к ним Хаген. "Аршавинская" - называть тех, кто ее составляет, теперь, наверное, нет смысла. Наконец, "старики": Радимов, Горшков, Спивак. Из-за этого в конце концов и возникли нынешние проблемы.
Что будет с "Зенитом" дальше? Судя по всему, кредит доверия Адвокату со стороны руководства клуба достаточно велик. Президент "Зенита" Сергей Фурсенко еще в начале сезона давал понять, что спрос с голландца будет по результатам всего сезона, а с точки зрения турнирной таблицы ничего фатального для питерцев пока не произошло. Однако вчерашняя неуверенность голландца наводит на мысль, что конкретного рецепта выхода из нынешнего кризиса у него нет. Во всяком случае - пока. Хотя вчерашнее решение о возвращение в команду отлучников, безусловно, сняло напряжение последних дней и наверняка поднимет настроение и у игроков, и у болельщиков.