Ликвидировать Itera
Требует миноритарный акционер группы
Головная компания группы “Итера” — кипрская Itera Group может быть ликвидирована. Как стало известно “Ведомостям”, с таким иском в кипрский суд обратилась ее миноритарный акционер Ольга Крутова. Она обвиняет крупнейшего совладельца компании Игоря Макарова в незаконном получении ее акций в Itera Group и последующей их продаже индийской Sun Group.
Кипрская Itera Group через Itera Holdings Ltd. владеет российским ООО “НГК “Итера”, основные активы которого — 49% “Пургаза” (запасы — 399 млрд куб. м газа) и 28% “Сибнефтегаза” (325 млрд куб. м). Выручка “Итеры” за 2005 г. по РСБУ — 30,8 млрд руб., чистая прибыль — 1,1 млрд руб. В ноябре 2006 г. у председателя совета директоров НГК “Итера” Игоря Макарова было 30,5% акций Itera Group (этот пакет арестован кипрским судом 4 мая 2006 г.), 3,08% — у принадлежащей Макарову Sweet Water Intervest Corp, 26,5% — у структур индийской Sun Group, 5% — у Troyka Capital Partners.
О том, что 16 апреля окружной суд г. Лимассола рассмотрит иск о ликвидации Itera Group, в пятницу сообщила официальная судебная газета Кипра Governmental Gazette (копия искового заявления есть у “Ведомостей”). С таким требованием в суд обратилась миноритарный акционер кипрской компании Ольга Крутова. Она рассказала “Ведомостям”, что в 2004 г. приобрела 3% акций Itera Group. А в феврале 2006 г. компания увеличила уставный капитал в три раза, и доля Крутовой размылась до 1%, хотя она на собрании акционеров Itera Group согласилась выкупить свою часть допэмиссии.
Однако предназначенные ей акции приобрела компания Игоря Макарова Sweet Water, говорится в иске Крутовой, а затем продала их Sun Group за $47,2 млн. Эти деньги, по ее мнению, Макаров присвоил, нарушив ее права акционера. “Ликвидация компании — единственный способ восстановить мои права и вернуть утраченные акции и деньги”, — считает Крутова. Даже восстановив свою долю в Itera Group, она не сможет продать эти акции, объясняет юрист, участвующий в процессе. А вот иск о ликвидации ей поможет — согласно кипрскому закону о компаниях в качестве альтернативы ликвидации суд может обязать акционеров компании выкупить у истца акции по рыночной цене, которая в данном случае может быть определена исходя из суммы сделки с Sun Group.
Крутова требует признать февральскую допэмиссию незаконной и восстановить реестр акционеров Itera Group по состоянию на февраль 2006 г. В качестве обеспечения ее иска кипрский суд запретил любое дальнейшее изменение уставного капитала Itera Group и арестовал по 2% из каждого пакета акций, принадлежащих Макарову, Sweet Water и двум компаниям Sun.
Год назад в том же суде эмиссию оспорила Галина Вебер, доля которой в Itera Group была размыта с 14,6% до 4,9%. Вебер от участия в эмиссии отказалась, дата рассмотрения ее иска пока не назначена. Вебер утверждала, что Макаров причинил ей ущерб на сумму свыше $250 млн, и в мае 2006 г. добилась ареста его 30,5% акций компании. Она говорит, что рассматривает вопрос о присоединении к иску Крутовой.
Sweet Water в результате февральской эмиссии получила 14,7% Itera Group, затем купила еще 19,9% у других акционеров. В мае прошлого года она продала 26,5% акций Sun Group за $450 млн. Еще 5% у нее приобрел пул инвесторов во главе с Troyka Сapital Partners, рассказал “Ведомостям” совладелец “Тройки Диалог” Рубен Варданян.
Это было сделано в рамках подготовки “Итеры” к IPO, объяснил он. Варданян не сомневается в успехе сделки, а иски Крутовой и Вебер могут лишь незначительно усложнить ее. “Мы не видим оснований для пересмотра своих планов [в связи с исками миноритариев] в отношении бизнеса “Итеры”, — заявил руководитель пресс-службы НГК “Итера” Виктор Черемухин. Руководство “Итеры” не собирается размещать акции кипрского холдинга, признается топ-менеджер “Итеры”. Готовится IPO одной из компаний, входящих в группу, скорее всего российской НГК “Итера”, куда переведут оставшиеся активы, в ближайшие месяцы будет заключен договор с банками-организаторами, уверяет собеседник “Ведомостей”. Это подтверждает другой источник, знакомый с планами “Итеры”.
Можно поступить так, соглашается адвокат “Князев и партнеры” Владимир Юрасов, но на деловой репутации, а значит, и на успехе размещения такой иск скажется негативно, к тому же, если реестр вернут в февральское состояние, пострадавшими окажутся не участники конфликта, а сторонние инвесторы — Sun и “Тройка”. Юрасов советует акционерам заключить мировую.
Пока не получается. Вебер и Варданян общий язык не нашли. “Я убедился, что с Макаровым Вебер договориться не может, и предложил ей продать акции или ситуацию третьей стороне, например "Тройке Диалог", — говорит Варданян. — Она сказала, что подумает, но потом отказалась, даже сумму не назвала”. “Тройка” получила от меня принципиальное согласие на продажу, но предложений по цене сделки от них не поступило“, — утверждает Вебер. Крутова готова пойти на мировую, говорит юрист, ведущий ее дело.
Варданян не верит в перспективы иска Крутовой. “[Покупая долю в Itera], мы были в курсе этой ситуации, — говорит Варданян. — Но [продавцы] нам представили план [действий на все возможные случаи], и мы считаем, что практически захеджированы от рисков”. В Sun Group отказались комментировать “внутренние дела компании”.