Каменный цветок
Разработка нового закона "О недрах" оказалась правительству не по зубам
Минприроды так и не смогло разработать новый закон «О недрах». «Попытка создать новый закон не получилась, он не прошел, теперь МПР готовит изменения в действующий закон", - сказал вчера на пресс-конференции руководитель Федерального агентства по недропользованию («Роснедра») Анатолий Ледовских. Как уточнил «Времени новостей» источник в министерстве, в январе этого года в Минприроды прошло совещание, на котором было решено отказаться от попыток разработать новый закон «О недрах» и сосредоточиться на принятии поправок в уже действующее законодательство. «Новый проект закона «О недрах» идет очень тяжело и долго, поэтому было принято решение утвердить некий перечень поправок, который будет разбит на тематические блоки, и блоками вносить их в Госдуму», - рассказал он. Согласно планам министерства поправки должны быть приняты в течение текущего года.
Действующий закон «О недрах» был принят еще в 1992 году. При этом он носит общий декларативный характер и не содержит конкретных правил по освоению недр. Поэтому не одно поколение министров природных ресурсов предлагало заменить его на новый, более детальный и юридически проработанный закон. Нынешний глава Минприроды Юрий Трутнев, занявший этот пост в 2004 году, объявил разработку нового закона «О недрах» главной задачей своего ведомства. Однако четкого видения концепции нового законопроекта в министерстве, судя по всему, не было. Он лишь пообещал написать закон «с нуля», в котором бы четко прописывались права недропользователей. Так, в течение первого года своей работы в министерстве г-н Трутнев предлагал лишь отредактировать действующий закон, позже он высказался за переход к гражданско-правовым отношениям и отмене системы лицензирования. В начале 2005 года министр неожиданно заявил, что в новом законопроекте будет предусмотрено ограничение доступа иностранных недропользователей к стратегическим месторождениям. При этом министерство стало говорить о необходимости отказаться от системы выдачи лицензий на конкурсной основе и введении системы аукционов, в том числе и на шельфе. Чуть позже чиновники заговорили о том, что освоение шельфа должно было регулироваться отдельным законом. В середине прошлого года Минприроды решило отказаться и от этой идеи и предложило распределять месторождения шельфа на конкурсной основе. А в этом году все шельфовые месторождения вообще были признаны стратегическими.
В ноябре 2005 года законопроект поступил в Госдуму для рассмотрения в первом чтении. Однако за несколько часов до начала заседания Минприроды отозвало закон, мотивируя тем, что он нуждается в доработке. С тех пор новую редакцию никто не видел. Несколько раз в конце 2005 года и в начале прошлого года Минприроды обещало довести закон до Госдумы, но никаких конкретных шагов в этом направлении сделано не было. В итоге в министерстве вынуждены были признать, что принятие закона «О недрах» тормозится, и заговорили о необходимости принятия поправок.
Вчера на пресс-конференции Анатолий Ледовских, заявил, что существующий закон «работает нормально», хотя и с рядом недочетов. Например, по его словам, в законе нет четкого определения условий, при невыполнении которых лицензия может быть отозвана. Для устранения таких недочетов Минприроды планирует ввести более 60 поправок.
Желание министерства модернизировать действующее законодательство «Времени новостей» подтвердил и директор департамента госполитики и регулирования в области природопользования Минприроды Сергей Федоров. «Законопроект «О недрах» никто не отменял и никаких решений, в том числе и правительства, на этот счет не было. Сейчас этот документ находится в правительстве, - рассказал он. - Но параллельно мы работаем над поправками в действующий закон. В этом году был выработан целый годовой план, по которому они будут приниматься». Предполагается выделить отдельными блоками изменения, касающиеся геологического изучения, выдачи лицензий, внесения изменений в лицензии, контроль за выполнением лицензий и так далее. Кроме того, отмечает г-н Федоров, необходимо проработать вопрос о порядке разработки морского шельфа, в том числе такой вопрос, как выдача сквозных лицензий.
Председатель комитета Госдумы по природным ресурсам и природопользованию Наталья Комарова в свою очередь сообщила «Времени новостей», что сегодня в Госдуме состоится рабочее совещание комитета с участием представителей Минприроды, на котором будут обсуждаться планы совместной работы министерства и законодательного органа. «В принципе мы готовы работать в режиме поправок к действующему законодательству, поскольку переписать закон заново - это очень непросто, - заявила она. - У нас был опыт принятия закона, написанного заново, в частности Водного или Лесного кодекса. Но это очень сложный процесс. Так что сейчас мы готовы попробовать поработать по новой форме». По ее словам, в первую очередь необходимо разработать поправки, стимулирующие развитие материально-сырьевой базы и проведение геологоразведочных работ, а также правила разработки недр.
Тем не менее Минприроды не сдается и пытается основные пункты написанного нового законопроекта провести в виде поправок к действующему законодательству. В частности, месяц назад оно попыталось ввести норму, ограничивающую доступ иностранных компаний к российским месторождениям, совместно с поправками Минпромэнерго о допуске иностранных компаний к стратегическим отраслям. Г-н Трутнев тогда заявлял, что поправки уже готовы и в течение месяца будут рассмотрены правительством и приняты. Однако они до сих пор не вышли за пределы Минприроды. По словам г-на Федорова, сейчас идет процесс согласования с ФСБ вопроса о критериях стратегических месторождений, после чего эти предложения должны поступить на рассмотрение правительства. По некоторой информации, чекистов не устраивает, что у Минприроды получается всего 38 стратегических месторождений, они настаивают, что такой статус должны иметь и другие участки недр.
Так что получается, что и Юрий Трутнев не стал министром, у которого бы получилось довести до вступления в силу новый закон «О недрах». Судя по всему, так будет до тех пор, пока в России сырьевые отрасли будут основным источником дохода федерального бюджета.