Ребгун в "Роснефти"
Конкурсный управляющий — кандидат в совет ее директоров
Cамым активным миноритарным акционером “Роснефти” оказался ЮКОС. Как стало известно “Ведомостям”, только он выдвинул кандидатов в совет директоров госкомпании — конкурсного управляющего Эдуарда Ребгуна и его подчиненного Сергея Трегуба. Им придется бороться за голоса акционеров с нынешними членами совета — все они снова выдвинуты государством.
“Роснефть” в 2006 г. добыла 80,6 млн т нефти и газового конденсата и 13,6 млрд куб. м газа. Выручка за девять месяцев 2006 г. по US GAAP — $25,5 млрд, чистая прибыль — $2,9 млрд. Государственному “Роснефтегазу” принадлежит более 75% компании, ЮКОСу — 9,44%, остальные бумаги торгуются на биржах. Капитализация в РТС — $89 млрд. ЮКОС признан банкротом. Его выручка за первое полугодие 2006 г. по РСБУ — 1,24 млрд руб., чистый убыток — 4 млрд руб. 60,5% акций компании — у Group Menatep Limited (GML).
О том, что ЮКОС выдвинул двух кандидатов в совет директоров “Роснефти”, “Ведомостям” сообщил пресс-секретарь конкурсного управляющего компании Николай Лашкевич, но детали раскрыть отказался. Кандидатами от компании-банкрота стали ее конкурсный управляющий Эдуард Ребгун и Сергей Трегуб, руководитель управляющей сбытом и переработкой компании “ЮКОС-РМ”, рассказали “Ведомостям” несколько источников, знакомых с предложениями ЮКОСа. По их словам, еще трех кандидатов ЮКОС предложил в ревизионную комиссию “Роснефти”. Один из сотрудников госкомпании подтвердил “Ведомостям” получение документов от ЮКОСа, которому пока принадлежит 9,44% акций “Роснефти”.
В совете директоров “Роснефти” девять мест, пять из которых занимают чиновники, а возглавляет совет замруководителя администрации президента Игорь Сечин. Также в совет входят президент компании Сергей Богданчиков и три независимых директора — Андрей Костин, Ханс Йорг Рудлофф и Александр Никипелов. Все они выбирались, когда “Роснефть” была полностью государственной. Но в июле около 15% ее акций разместили на биржах, а потом она обменяла свои акции на акции 12 “дочек” — и в итоге доля миноритариев в капитале компании достигла почти 25%. Среди них оказался и ЮКОС: он получил свои 9,44% акций в обмен на привилегированные акции “Юганскнефтегаза” (23% уставного капитала).
Но до момента перевыборов совета директоров “Роснефти” эти акции сменят владельца — они выставлены на аукцион, который назначен на 27 марта, — и голосовать на годовом собрании акционеров “Роснефти” будет уже победитель аукциона. На этот пакет претендует сама “Роснефть” и в случае победы она сможет голосовать собственными акциями и выбрать того же Ребгуна как независимого директора, говорит управляющий партнер AST Legal Анатолий Юшин. Источник в ЮКОСе не исключает, что так и будет: “Банкротство ЮКОСа еще не закончится, а, выбрав Ребгуна, "Роснефть" может попытаться заручиться его поддержкой при распродаже других активов ЮКОСа”, — рассуждает он.
Ребгун с самого начала возглавил банкротство ЮКОСа: весной 2006 г. он был назначен арбитражным управляющим. А Трегуб занял пост президента “ЮКОС-РМ” в августе, рассказывает сотрудник ЮКОСа. “Ребгун рекомендует в совет директоров "Роснефти" человека, которому доверяет, — говорит собеседник "Ведомостей". — Мы могли бы и не выдвигать кандидатов, но это противоречило бы деловой этике”.
Сегодня последний день, когда акционеры “Роснефти” могут выдвинуть своих кандидатов в совет директоров компании. В “Роснефти” отказываются давать информацию на этот счет, но знакомый со списком выдвиженцев источник рассказал “Ведомостям”, что государство и “Роснефтегаз” уже предложили всех тех, кто входит в нынешний состав совета. А от миноритариев, кроме ЮКОСа, пока заявок не было, хотя такое право есть у владельцев 2% голосующих акций компании. Крупнейшими миноритарными акционерами “Роснефти” после IPO стали британская ВР (порядка 1,25% акций), малайзийская Petronas (около 1,88%), китайская CNPC (около 0,6%). Примерно $700 млн на акции “Роснефти” потратил хозяин “Базового элемента” Олег Дерипаска (0,88% акций), около $200 млн — владелец НЛМК Владимир Лисин (0,25% акций) и примерно $300 млн — бизнесмен Роман Абрамович (0,38%). Представитель ВР сказал “Ведомостям”, что его компания не собирается выдвигать кандидатов в совет “Роснефти”. С представителями Petronas и CNPC связаться не удалось. Представители Дерипаски, Лисина и Абрамовича от комментариев отказались.
Изначально было понятно, что иностранные акционеры и крупные бизнесмены займут скорее пассивную позицию и не будут пытаться влиять на управление “Роснефтью”, говорит начальник аналитического отдела “Атона” Стивен Дашевский. А портфельные инвесторы еще не успели объединиться и найти единого кандидата, полагает он, так что в ближайший год совет директоров “Роснефти” вряд ли поменяется.