Кровь без паспорта
Почему российские антидопинговые службы не смогли защитить даже олимпийского чемпиона
Золотая и серебряная медали – таков итог первых четырех дней чемпионата мира по лыжным видам спорта, проходящем в Саппоро. Победа Ольги Завьяловой в дуатлоне и второе место в мужском командном спринте Василия Рочева и Николая Морилова несколько скрасили впечатление от неудачного выступления спринтеров-женщин. Как и от очередной халатности российских допинговых служб, в результате которой олимпийский чемпион Евгений Дементьев не смог выйти на старт своей коронной дистанции – 30 км со сменой стилей.
Если вспомнить расклад сил накануне чемпионата мира в женском спринте, то россиянки Наталья Матвеева, Алена Сидько и Евгения Шаповалова уверенно входили в число фавориток. Более того, за несколько дней до японского старта на этапе Кубка мира в Китае Шаповалова и Матвеева заняли соответственно первое и второе места. Матвеева и вовсе лидирует в спринтерском зачете Кубка. Почему же в Саппоро ни она, ни ее подруги не смогли пробиться хотя бы в финал как личной, так и командной гонок? Ясного и вразумительного ответа болельщики пока так и не получили. Вице-президент Федерации лыжных гонок России Геннадий Раменский почему-то сразу поспешил заверить, что «на большой успех в женском спринте мы и не рассчитывали». Как же не рассчитывали? А на что же тогда нацеливаться после таких успехов на кубковых этапах? Потом, правда, признал: да, мол, надежды были, но растаяли очень быстро. Почему же сразу не сказать, что вчерашняя юниорка Женя Шаповалова на первом своем взрослом чемпионате просто допустила тактическую ошибку, а более опытной (но по возрасту тоже еще юниорке) Матвеевой в решающий момент не хватило сил? И вообще, похоже, основная проблема в том, что девушки в этот самый решающий момент оказались не на пике формы. Вот только почему-то признаться в тренерских ошибках мы сразу не можем.
Как не можем (или не хотим) найти виноватых в том, что из-за повышенного уровня гемоглобина на пять дней отстранены от стартов лыжники Николай Панкратов и Евгений Дементьев, а также двоеборцы Константин Доронин и Дмитрий Матвеев. Россияне не единственные, кто по этой причине сел на скамейку запасных. Есть среди «провинившихся» и итальянцы, и швейцарцы, и эстонцы… Но олимпийских чемпионов, как наш Женя Дементьев, – нет! И то, что именно по этой причине пропустил он свою коронную дистанцию (именно на ней россиянин сенсационно победил в Турине), – случай вопиющий. А начинаешь разбираться – как обычно, виноватых не видно.
«Повышенный уровень гемоглобина – следствие тренировочного сбора в горах, – объясняет ситуацию врач российской команды Олег Жуков. – Но свой тест накануне гонки мы проводили, и он у всех был в норме». «Мы ехали на сбор в Цахкадзор именно для того, чтобы повысить гемоглобин, повысить скоростную выносливость, – это уже слова главного тренера российской сборной Юрия Бородавко, сказанные агентству «Весь спорт». – И «серебро» Василия Рочева и Николая Морилова доказало, что направление в подготовке было выбрано правильно. Проблема с гемоглобином преследует нас уже давно, но, к сожалению, мы до сих пор не смогли сделать спортсменам паспорт крови, который защитил бы их от подобных дисквалификаций. Всемирное антидопинговое агентство работает на других аппаратах, отсюда и разница в результатах. Вопрос по паспорту крови был поднят год назад, но до сих пор так и не решен. Все, что зависело от нас, мы сделали – собрали полную информацию по каждому спортсмену. Сейчас такие паспорта есть у немцев, норвежцев, шведов, но наших в этом списке нет».
О так называемом паспорте крови в мире большого спорта говорят действительно давно. На каждого элитного спортсмена заводится специальное досье, создается своего рода глобальная антидопинговая база данных. Предполагается, что с помощью таких паспортов можно будет легко проследить скачки того же уровня гемоглобина на протяжении определенного периода, а значит, исключить и применение запрещенного препарата (иногда повышенный уровень гемоглобина служит сигналом того, что спортсмен применял допинг). «В случае с Дементьевым и Панкратовым допингом не пахнет», – заявил руководитель российской антидопинговой службы Николай Дурманов. И добавил, что в настоящее время в России проводится паспортизация ведущих спортсменов. В этом году свои «документы» получат от 300 до 500 ведущих российских атлетов. Не понятно только, почему накануне чемпионата мира хотя бы ради одного олимпийского чемпиона решение проблемы не ускорили. Между прочим, Панкратова уже отстраняли по этой причине от стартов на Играх в Турине, и о том, что у Дементьева хороший рост гемоглобина (кстати, очень полезное и редкое для большого спорта качество), не знать не могли.
Конечно, утверждать, что, побеги Дементьев гонку, и еще одна медаль России была бы обеспечена, сейчас никто не будет. Но дело не в этом. А в том, что печальные уроки прошлого нас, похоже, по-прежнему ничему не учат. Не можем мы пока сделать все для того, чтобы спортсмен, попав на мировой чемпионат, ни о чем, кроме результатов, не думал, чтобы был уверен и спокоен. И за кровь свою, и за репутацию. А вообще, мужской дуатлон многострадальным для наших лыжников получился. Александр Легков – шестой. Илья Черноусов – тридцать первый. Сергей Ширяев – с дистанции сошел. Причем все трое упали. Но Легков – незадолго до финиша (он попал в завал), а Черноусов и Ширяев – в начале гонки. У Ильи оказались сломаны две лыжи, а у Сергея вылетело крепление. Тут уж, как говорится, ничего не попишешь – судьба. Хорошо, что к завершившемуся вчера женскому дуатлону организаторы несколько подкорректировали и упростили трассу. Но почему-то кажется, что наша первая на этом чемпионате чемпионка Ольга Завьялова победила бы на любой лыжне. С таким настроением, с таким азартом, как вчера, она на старт давно не выходила.