Не Френкелем единым
В деле об убийстве Андрея Козлова появился «туркменский» след
В истории с расследованием убийства первого заместителя председателя ЦБ РФ Андрея Козлова наметилось неожиданное развитие - не исключено, что в скором времени в деле могут появиться новые фигуранты. По сведениям «Времени новостей», следственная группа Генпрокуратуры отнюдь не удовлетворилась арестом уже имеющихся обвиняемых (как известно, предполагаемым заказчиком убийства г-на Козлова назван бывший глава столичного ВИП-банка Алексей Френкель, кстати, как раз вчера арбитражный суд Москвы признал этот банк банкротом) и теперь планирует допросить еще ряд людей, связанных с банковским бизнесом.
Среди тех, кто интересует следствие по «делу Козлова», по нашей информации, оказались, в частности, герои другой скандальной криминальной эпопеи - о хищении и отмывке десятков миллионов долларов, пропавших в свое время из Центрального банка Туркмении. Это председатель совета директоров московского Индустриального экспертного банка (Индэксбанк) Айсолтан Ниязова, ее компаньон Савелий Бурштейн и председатель правления этого же банка Евгений Обжиров. Ниязова и Бурштейн давно находятся в розыске по «туркменскому» делу, и теперь прокуратура дала поручение милиционерам максимально активизировать их розыск. Г-ну Обжирову в рамках «туркменского» либо какого другого дела, насколько известно, обвинений не выдвигалось, но и его сейчас оперативники найти не могут. С чем связана такая активность в расследовании «дела Козлова», пока можно лишь предполагать. Среди прочего это может объясняться результатом изучения личных записей и бумаг г-на Козлова, изъятых у него дома и в кабинете после убийства. Возможно, следствие пришло к выводу, что Алексей Френкель был не единственный заказчик устранения зампреда ЦБ или вообще выступал в роли посредника, а, может, прокуратура «нащупала» вообще другой след в этом деле. Но в любом случае, по имеющейся информации, поиск новых фигурантов связан именно с заказчиками убийства г-на Козлова. В том, что исполнителями преступления были арестованные в самом начале расследования трое граждан Украины, в прокуратуре не сомневаются.
Андрей Козлов был застрелен 13 сентября прошлого года у спорткомплекса в Сокольниках, где он играл с друзьями в футбол. Уже через две недели были арестованы исполнители покушения - трое приезжих из украинского города Луганска. В январе Генпрокуратура объявила о раскрытии преступления и аресте его предполагаемого организатора, Алексея Френкеля. При этом сама прокуратура никогда ничего по ходу следствия больше не поясняла и не комментировала, поэтому вся информация о том, что же ей удалось установить и доказать, появляется либо неофициально, либо со слов адвокатов арестованных, которые в свою очередь ограничены подпиской о неразглашении тайны следствия. По этим данным, картина покушения на Андрея Козлова в версии Генпрокуратуры выглядит следующим образом. Андрей Козлов курировал в ЦБ банковский надзор и проводил очень жесткую политику по отношению к банкам-нарушителям противоотмывочного законодательства, нещадно лишая их лицензий. Среди таких «обиженных» оказался и возглавляемый в то время г-ном Френкелем ВИП-банк, который был заподозрен в нелегальном обналичивании денег. Сначала по инициативе г-на Козлова банк лишили ряда разрешений, а потом и лицензии, а г-н Френкель пытался это оспорить в суде. Поскольку у Алексея Френкеля якобы были и другие финансовые проекты, то, по логике следствия, он опасался, что Андрей Козлов будет и впредь его «преследовать», и потому решил «устранить» принципиального и несговорчивого зампреда ЦБ. Своим преступным замыслом он, по версии прокуратуры, поделился со знакомой Лианой Аскеровой, та обратилась к своему приятелю-бизнесмену уроженцу Днепропетровска Борису Шафраю, а он в свою очередь передал заказ знакомому криминальному авторитету из Луганска Богдану Погоржевскому. Последний же, по версии следствия, «командировал» трех киллеров - Максима Прогляду, Александра Белокопытова и Алексея Половинкина, которые в конце концов и застрелили Андрея Козлова и после ареста в этом сознались. Все «герои» этой версии были арестованы, и им предъявлены обвинения в причастности к убийству г-на Козлова. После этого в истории «дела Козлова» наступило затишье, поскольку все обвиняемые уже вроде как найдены, и следствие по идее занималось лишь «закреплением» доказательств.
Сама Генпрокуратура, повторим, никогда ничего не разъясняла, адвокаты же задержанных говорили, что сами толком ничего не знают, поскольку следствие якобы чинит им всяческие препятствия в общении с клиентами.
Однако, как рассказал нашей газете источник в правоохранительных органах, на прошлой неделе из Генпрокуратуры в связи с «делом Козлова» во все подразделения МВД поступило устное распоряжение - поднять все старые уголовные дела (в первую очередь прекращенные или приостановленные), касающиеся столичных банков и банкиров. Первое такое дело, которое привлекло внимание сыщиков, связано как раз с хищением «туркменских миллионов».
Началось оно в сентябре 2002 года, когда обнаружилось, что несколько сотрудников ЦБ Туркмении, имевших доступ к международной системе электронных банковских платежей S.W.I.F.T., «по-тихому» снимали крупные суммы с резервного счета ЦБ Туркмении в «Дойче банке», похитив в общей сложности около 40 млн долл. (кстати, как раз вчера, по сведениям "Времени новостей", в Софии был задержан бывший зампред ЦБ Туркмении Аннадурды Ходжиев, один из обвиняемых по делу о хищении этих средств). Когда афера вскрылась, выяснилось, что деньги эти были переведены на счета подставных фирм в разных странах, и около 20 млн долл. попали в Москву. Власти Туркмении обратились за помощью к российским спецслужбам, которые выяснили, что украденные миллионы были обналичены через Индэксбанк и «Русский депозитарный банк» (РДБ) (оба банка вскоре были лишены лицензии). В рамках этого уголовного дела глава РДБ Дмитрий Леус в 2004 года был осужден на 4 года колонии, а руководители Индэксбанка Ниязова и Бурштейн от следствия скрылись и были объявлены в розыск. Г-на Обжирова тогда тоже допрашивали, но он в деле остался свидетелем.
Кроме того, сыщики подняли еще одно дело, три года пылившееся в архиве Главного управления МВД по ЦФО, в котором фигурировали Обжиров, Бурштейн и Ниязова. Оно связано с банками «Грифон» (ЦБ отозвал у него лицензию в октябре 1999 года) и «Резон-банк» (лишился лицензии в ноябре 1999 года), которые также подозревались в незаконном обналичивании денег и сокрытии налогов с помощью «вексельных схем». Ущерб от их действий тогда следователи оценивали более чем в 2 млрд руб.
«Несмотря на то, что удалось собрать доказательства виновности подозреваемых, по каким-то причинам тогда делу не дали хода, и оно было приостановлено, - рассказал «Времени новостей» наш источник. - Сейчас его снова решили возобновить, и именно в связи с «делом Козлова». Причина в том, что следственная группа Генпрокуратуры, изучая списки банков, лишенных в разное время лицензий по распоряжению Андрея Козлова, пришла к выводу, что к убийству банкира могут быть причастны фигуранту этих дел». Следствие, по словам нашего источника, уже установило, что Козлов еще в 1998 году «составил черный» список из примерно 1,5 тысяч банков, занимавшихся обналичиванием денег. В этот список попали в том числе «Грифон», «Резон-банк» и «Индэксбанк». Г-н Козлов тогда на время ушел из ЦБ, но банки по его материалам были лишены лицензий. Банкиры же, по данным следствия, тогда прибегли к другой тактике - стали создавать небольшие банки сроком на 2-3 месяца специально под «обналичивание" денег, и после серии операций объявляли себя банкротами. После того, как г-н Козлов в 2002 году вернулся на работу в ЦБ, он по своим старым «наработкам» выяснил, что за этими аферами стоят те же самые финансисты. И последние, по мнению источника в МВД, в конце концов, могли решить, что Козлова проще «убрать», чем опять придумывать что-то новое.
Источник в Генпрокуратуре, в свою очередь, также рассказал, что следствие уже точно установило личности организаторов убийства Козлова. Ими, по словам нашего источника, является группа "обиженных" им в разное время банкиров. «Эти люди абсолютно уверены в своей безнаказанности, - рассказал источник. - И обвиняемый Алексей Френкель, очевидно, всего лишь пешка в этой игре. Он просто первым попал в поле зрения проявивших бурную активность правоохранительных структур. А посредник Лиана Аскерова после признательных показаний отказалась от своих слов».
В результате, по словам источника, следственная группа и после состоявшихся арестов продолжала изучать все изъятые в кабинете и дома у Козлова документы, в том числе и «черный» список банков. Причем возле банков, уже лишенных лицензии, по словам источника, Козлов делал пометки - в том числе, идет ли речь о злопамятных людях, чего от них можно ждать и т.д., и анализ этой информации стал причиной новой активности следствия. Как считает наш источник, сам Андрей Козлов, похоже, изначально понимал, что проводимая им жесткая политика в сфере банковского надзора чревата очень опасными последствиями.