Комбинатор Кудрин
Минфин готов снизить НДС и повысить НДПИ
Дискуссия о снижении НДС снова в разгаре — с умелой подачи Олега Дерипаски. Но главный противник снижения ставки — Минфин теперь не отвергает идею с порога. Встречное условие министра Алексея Кудрина — повышение налога на добычу, компенсирующее бюджетные потери. Такая конструкция может отбить у чиновников желание снизить НДС.
Возобновить дискуссию об НДС (историю см. во врезке) удалось председателю совета директоров “Русского алюминия” Олегу Дерипаске. Первый же его тезис на встрече предпринимателей с президентом Владимиром Путиным (вчера тезисы были опубликованы на сайте РСПП) гласил: “Необходимо вернуться к рассмотрению вопроса о снижении НДС как основной меры, направленной на развитие максимально широкого круга промышленных предприятий”. Цена вопроса, по его расчетам, — 400 млрд руб. в условиях 2007 г. Дерипаску поддержал руководитель аппарата правительства Сергей Нарышкин.
В подготовленных Минфином “Основных направлениях налоговой политики на 2008-2010 гг.”, обсуждавшихся вчера на комиссии по бюджетным проектировкам под руководствам Фрадкова, предложения снизить НДС не было. Но замминистра финансов Сергей Шаталов, основной докладчик, к удивлению участников встречи, сам поднял этот вопрос, рассказывает один из очевидцев. Шаталов заявил, что единственное существенное изменение, предлагаемое Минфином, — это повышение НДПИ (сверх инфляции), а в этом случае было бы правильно снизить нагрузку на другие отрасли экономики за счет НДС. Шаталова сразу поддержал Кудрин, заявив, что такая постановка вопроса позволяет снизить НДС до 15% и отменить льготную ставку.
Чиновник Минфина добавляет, что ведомство готово снизить ставку НДС, если будет повышен НДПИ на газ.
Завязалась дискуссия. Замминистра экономразвития Андрей Шаронов сказал, что, возможно, важнее было бы снизить соцналог, ведь он сильнее искажает поведение экономических агентов. Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев возмутился отменой льгот по НДС. А вице-премьер Александр Жуков напомнил о более радикальном снижении НДС, предлагаемом РСПП. Спор прервал премьер Михаил Фрадков, удивившись, что полтора года назад Минфин выступал резко против идеи снизить НДС, а с тех пор в экономике ничего существенно не изменилось. Он дал Минфину неделю на проработку вопроса.
Дополнительная выручка от повышения газовых тарифов должна не полностью остаться у “Газпрома”, говорит Шаронов. Но разменивать повышение НДПИ на снижение НДС можно, только будучи уверенным, что высокие цены на нефть и газ — это надолго, подчеркивает он.
Предлагая повысить НДПИ, Минфин хочет довести ситуацию до абсурда, говорит Евгений Гавриленков из “Тройки Диалог”. Он полагает, что НДПИ надо снижать, ведь бюджет все больше зависит от ТЭКа, сырьевые отрасли недоинвестированы, спрос на энергию растет быстрее ее производства.
От снижения НДС выигрывает вся экономика, а от повышения НДПИ проиграют нефтегазовые компании. Протесты против снижения НДПИ могут оказаться громче доводов за снижение НДС, отмечает профильный чиновник.
КАК НЕ СНИЗИЛИ НДС
В 2004-2005 гг. премьер Михаил Фрадков активно отстаивал идею снижения НДС до 13% (сейчас — 18% и 10%). Минфин и Минэкономразвития оппонировали, Кудрин был согласен унифицировать ставку на уровне 15% с 2009 г.