Звездные войны
Почему продюсеры не могут поделить с артистами раскрученные псевдонимы
Главные труженики российского шоу-бизнеса – артисты и продюсеры – часто расстаются друг с другом с громкими скандалами и публичными оскорблениями. И, как правило, совместно нажитое «имущество», а именно – хитовый репертуар и раскрученный бренд в виде сценического имени артиста или названия группы – делят в суде. Сейчас именно этим занимается экс-состав группы «Премьер-министр» с продюсером Евгением Фридляндом, а Катя Лель – с Александром Волковым. Основной причиной для начала судебных тяжб становится дележ денег.
В России, впрочем, как и в других странах, начинающий артист может стать суперзвездой исключительно при помощи суперпродюсера. Именно поэтому попасть к мифическому или конкретному наставнику хотят миллионы. Если повезет, то молодому дарованию достанется богатый и умный продюсер с влиятельными друзьями, которые помогут пробиться и в телеэфир, и на радио. Приблизительно по такой же схеме свои первые шаги делали и «премьер-министры». И вот теперь, на пике популярности, артисты и их бывший продюсер оказались в суде, чтобы выяснить, кому же из них принадлежат раскрученный и известный всем бренд группы.
«Они решили меня кинуть»
Несмотря на то что камнем преткновения всегда являются деньги, у артистов и продюсеров есть свои «эксклюзивные» объяснения тому, почему же они поссорились. Так, по версии ребят из старого состава группы «Премьер-министр», в 2005 году они решили уйти от своего продюсера Евгения Фридлянда, потому что после восьми лет совместной работы им захотелось стать независимыми «не только от воли и прихотей продюсера, но и в творческом плане». Фридлянд же заявил «Новым Известиям», что «мальчики заболели» той самой пресловутой звездной болезнью, и им просто «снесло крышу». «Каждый из них получал немаленькие деньги, практически каждому отчислялось по 10% от дохода. Но они хотели получать еще больше», – утверждает Фридлянд. Так же Евгений Иосифович говорит, что не собирался подавать на ребят в суд и был готов решить все вопросы мирным путем, но его подопечные от переговоров отказались и начали войну за бренд «Премьер-министр». Фридлянд решил наказать бунтарей, чтобы и другим (в частности, новым воспитанникам) неповадно было.
«По контракту каждый из участников должен мне по 200 тыс. долларов, – признался г-н Фридлянд «НИ». – То есть по 100 тыс. за досрочное расторжение контракта и по 100 тыс. за подбор нового исполнителя и компенсацию расходов на его раскрутку. Я им предложил дать мне всего 200 тыс. и платить по 15% со всего дохода за использование названия «Премьер-министр» и репертуара. Кстати, во всем мире за аренду бренда берут 20%. Но они отказались. Почему-то Валера Меладзе, когда в 1998 году уходил от меня, счел нужным рассчитаться со мной и платил даже больше, чем я предлагал ребятам. А они решили меня кинуть».
Битва между Фридляндом и экс-солистами продолжается и, видимо, еще долго не закончится. Пока победы одерживает продюсер. На его счету зарегистрированный в Роспатенте товарный знак «Премьер-министр» и решение суда о взыскании неустойки за досрочное расторжение договора с Жана Григорьева, Вячеслава Бодолики и Марата Чанышева. Знакомые же всей стране ребята пока выступают под названием «Группа ПМ», но сдаваться не намерены и готовы продолжать битву. В ближайшее время они собираются оспорить решение суда и доказать, что на всех договорах, заключенных с Фридляндом в течение восьми лет, стоят не их подписи. Чем закончится война, на которую будет потрачено огромное количество денег как с одной, так и с другой стороны, сейчас предсказать невозможно. Однако игра стоит свеч. Минимум через год станет понятно, кто выживет: экс-состав «премьеров» с новым названием или новый коллектив, выступающий под старым брендом.
Это вам не муси-пуси
Остаться без имени может и певица Катя Лель (Екатерина Чуприна). Исполнительница хита «Муси-пуси» уже год судится со своим экс-продюсером Александром Волковым. В этом творческом разводе также немало «черных дыр»: кто кому насолил и почему вдруг партнеры стали врагами, можно только догадываться. В интервью «Новым Известиям» Катя сетовала на поведение господина Волкова: «Я сделала этот очень серьезный в своей жизни шаг, потому что видела совершенно неадекватное поведение человека, которое выражалось в угрозах и в принуждении к подписанию договора, в котором совершенно не было законности и обоснованности. Его условия были больше похожи не на сотрудничество, а на эксплуатацию человека человеком. Это был договор не между артистом и продюсером, а просто рабство».
У г-на Волкова на этот счет свое мнение, и теперь он через суд пытается обязать Катю к исполнению договора. В противном случае, по его мнению, певица должна прекратить карьеру, по крайней мере, под старым псевдонимом. «Перед тем, как подписать договор, г-жа Лель проверяла все его пункты с юристами, некоторые пункты были исключены, некоторые добавлены конкретно ею, – заверил «НИ» Александр Волков. – И некоторое время она выполняла этот договор, а потом прекратила. Но она не имеет права заниматься творческой деятельностью на территории России и всего мира вне рамок этого договора. В то же время я должен получать информацию о ее доходах и расходах, но с 1 октября 2004 года она прекратила меня информировать. Я думаю, что с ее стороны речь идет конкретно о том, что она не хочет платить мне деньги, которые положены по договору».
Сейчас Лель по-прежнему выступает под своим именем и решила сама заняться своим продюсированием.
На свободу с чистой совестью
Подобный скандал несколько лет назад пережила и певица Валерия (Алла Перфильева). Развод супружеской пары закончился тем, что муж и продюсер Александр Шульгин попытался лишить певицу ее репертуара и сценического псевдонима. Впрочем, этот сенсационный развод пошел Валерии только на пользу – в то время за мать троих детей переживали чуть ли не все женщины страны. Валерия пропала со сцены на полтора года, но через суд ей удалось восстановиться во всех «творческих правах». После этого певица на всякий случай поменяла в паспорте имя, официально став Валерией.
Со скандалом убегала от своего продюсера и певица Саша (Антонова). Она ушла от Андрея Кузнецова из-за того, что ей захотелось стать свободной. Кузнецов же утверждает, что «девушка зазвездилась». Он пытался взять с Саши неустойку, но она отказалась, пытался забрать у нее имя «Саша», но снова не получилось, потому что это настоящее имя артистки. В результате продюсер решил задавить старую подопечную новым проектом, и вывел на сцену «Саша Project». Впрочем, по большому счету сейчас мало слышно и Сашу-1 и Сашу-2.
До сих пор не закончились разборки «Песняров». После смерти руководителя ансамбля Владимира Мулявина оказалось, что по России и Белоруссии колесят аж три состава ансамбля. Правда, первый – «Белорусские песняры» – откололся еще раньше и попросту взял себе похожее название. А Леонид Борткевич решил собрать под своим началом нескольких ведущих солистов и переехать из Белоруссии в Москву, зарегистрировав на свое имя название ансамбля в России. При этом белорусское министерство культуры набрало молодых вокалистов, и те выступают под тем же названием, но зарегистрированным уже в Белоруссии, официально называясь «Государственный ансамбль «Песняры». И если на московских афишах мелькает слово «Песняры», потенциальный меломан попросту не знает, кого именно ему предложат послушать.
«Тату» без скандала
Громким проектам нового времени – «Тату» и Smash – удалось распрощаться со своими продюсерами без видимых проблем и громких скандалов. Татушки отказались от услуг Ивана Шаповалова по причине его «взбалмошности», а так как все они, включая продюсера, работали в компании «Неформат», то Шаповалова в 2004 году попросту уволили, а девочкам предоставили нового продюсера. Тихо расходились и Сергей Лазарев с Владом Топаловым. Первым захотел вырваться на свободу Сергей и, как пояснил «НИ» пресс-секретарь «смэшей» Денис Воробьев, его никто особо не держал и не требовал от него возмещения неустойки. Через год из-под папиного крыла (продюсером группы был отец Топалова) ушел и Влад. Сейчас ребята занимаются сольной карьерой, но от прежнего бренда отказываться не спешат. Их до сих пор представляют как экс-солистов Smash.
Миром удалось решить вопрос и с Димой Биланом. После смерти продюсера Юрия Айзеншписа за одного из самых востребованных поп-певцов развернулась настоящая битва. Перед артистом маячила перспектива потери сценического псевдонима (по-настоящему его зовут Виктор Белан), однако в итоге певцу удалось отстоять право выступать под прежним именем.
Впрочем, даже если артисты в судебных битвах теряют свое имя и название либо уходят из группы, они ни за что не забудут свое прошлое. По крайней мере, на афишах. Любая из бывших солисток «Виа Гры» непременно самым крупным шрифтом напишет «Виа Гра» и гораздо более мелким – свое имя. А если исполнительница и вовсе не успела «нагулять» себе имя, то организаторы отделаются скромной приставкой «экс».
ПО МИРУ ГАСТРОЛИРУЮТ ТРИ BONEY M И ДВЕ BACCARA
В декабре 2006 года популярная американская певица Мэрайя Кэри подала в суд на порнозвезду Мэри Кэри (настоящее имя актрисы Мэри Кук). Мэрайя Кэри требует от порнозвезды поменять псевдоним, утверждая, что деятельность актрисы бросает тень на ее репутацию и вводит в заблуждение ее поклонников.
В 1988 году большинство участников группы Boney M смогли добиться запрета на выступления солистки Лиз Митчелл под именем группы и попытались получить юридические права на бренд Boney M. Однако лидер и автор песен группы Фрэнк Фариан встал на сторону Митчелл и набрал новый состав группы, который первоначально стал выступать под названием Boney M feat. Liz Mitchell, а потом и просто Boney M. Таким образом, по миру стали гастролировать два состава ансамбля. Начиная с 1997 года под названием Boney M выступают уже три состава: Лиз Митчелл, которая имеет разрешение от Фрэнка Фариана на использование имени Boney M, группа самого Фариана, в которой молодые люди исполняют ремиксы на песни «настоящих» Boney M, а также группы двух бывших участников Boney M первого состава – Бобби Фаррелла и Мейзи Уильямс.
В 1983 году распался известный испанский поп-дуэт Baccara. В середине 80-х одна из участниц проекта Мария Мендиоло создала группу New Baccara вместе с новой участницей Марисой. Группа базировалась главным образом в Германии, где на пике популярности у нее было много поклонниц. Продюсером всех записей стал Луис Родригес, работавший с Modern Talking, C. C. Catch и другими известными исполнителями. В 1989 году в Германии был выпущен диск Die Highlights, на обложке которого было фото дуэта Baccara первого состава, а в альбом вошли все треки с диска Fun New Baccara. В начале 90-х Мария и Мариса отбросили приставку «New» и стали называться Baccara. С этим названием они выступают по сей день.
КОММЕНТАРИИ
Иосиф Пригожин, продюсер Валерии:
– Когда неизвестные артисты ходят по всем рекорд-компаниям и продюсерам и умоляют ими заняться, они говорят, что готовы на все, лишь бы в их жизни что-то изменилось. Но как только продюсер делает артиста известным, когда тот становится востребованным, у этих артистов сносит крышу от собственной значимости, они забывают о том, что клялись в порядочности.
Иван Шаповалов, экс-продюсер «Тату»:
– Артисты и продюсеры расходятся со скандалом по той же причине, что и когда-то любящие друг друга супруги. Но с другой стороны, когда вопросы решаются в суде, это не самый плохой вариант, бывает и хуже. По большому счету, и со стороны продюсеров, и со стороны артиста глупо разбираться через суд. Судебное разбирательство забирает деньги и у того, и у другого, и в итоге проигрывают оба.