Холодает, друг Джордж
Министр обороны США причислил Россию к вероятным противникам наряду с Ираном и Северной Кореей
"Нам необходим весь спектр военных средств, способных бороться с угрозой терроризма, поскольку мы не знаем, что произойдет в таких странах, как Россия, Китай, Северная Корея, Иран и других" - эти слова нового министра обороны США Роберта Гейтса могут войти в учебники истории как точка отсчета нового витка холодной войны.
Откровенное заявление Гейтса прозвучало накануне визита Владимира Путина в горячий регион - на Ближний Восток, а министра обороны Сергея Иванова - в Мюнхен, на международную конференцию по безопасности. Там же собирается быть и Гейтс, и туда же, по данным "Газеты", переверстав свои планы, может полететь Путин. Его выступление в столице Баварии может оказаться судьбоносным для внешней политики России на ближайшие годы. Вчера некоторые представители генералитета, оживленно комментируя слова их американского коллеги, призывали ни много ни мало принципиально изменить военную доктрину России.
Влиятельный в военных кругах глава комитета Совета Федерации по безопасности генерал-лейтенант в отставке Виктор Озеров заявил "Газете": "Это политическое заявление. Гейтс выступал в комитете по вооруженным силам палаты представителей, а именно там готовятся важные государственные дела. Это бомба и означает одно - то, что для Америки мы остаемся врагом номер один!"
Впрочем, едва ли для российских генералов и военных экспертов заявления Роберта Гейтса на самом деле стали таким уж откровением. Его выражения "нечеткая позиция, сопровождающаяся наращиванием вооружений" и "не знаем, что ожидать", прозвучавшие в адрес России и Китая, при желании можно объяснить "солдатской прямотой" нового министра или списать на обстоятельства: все-таки Гейтс защищает свой первый военный бюджет.
А можно считать резкость Гейтса репликой на продолжающееся уже пару недель активное обсуждение в России - с оттенками от легкого раздражения до негодования - планов НАТО по размещению в Чехии и Польше элементов системы ПРО.
Объяснения по поводу необходимости защитить Европу от ракет, которые в обозримом будущем могут появиться у Махмуда Ахмадинежада или Ким Чен Ира, в прошлый четверг на своей ежегодной пресс-конференции Владимир Путин прокомментировал так: "Планы Соединенных Штатов по развертыванию системы ПРО никак не связаны с ростом военной мощи Российской Федерации (задававший вопрос журналист поинтересовался, не считает ли Путин эти планы "некоей ответной реакцией на восстановление нашей военной мощи"), потому что планы были анонсированы еще задолго до того, как мы начали эту мощь демонстрировать. И вообще должен сказать, у нас расходы на оборону в 25 раз меньше, чем в США.
Но мы, конечно, думаем о том, чтобы обеспечить, безусловно, нашу внешнюю безопасность. И все наши ответы будут асимметричными, но в высшей степени эффективными.
Наши военные специалисты не считают, что разворачиваемые системы ПРО в странах Восточной Европы нацелены на предотвращение угрозы, исходящей, скажем, со стороны Ирана либо каких-то террористов. Как соотносятся террористы и баллистическое оружие? При чем оно здесь? Что, у террористов есть баллистическое оружие, что ли?.. Нам кажутся такие аргументы несостоятельными..."
Вчера некоторые военные эксперты - большей частью отставные генералы, которых иногда называют "ястребами", - заговорили о необходимости коренного пересмотра военной доктрины, тогда как депутаты Госдумы и сенаторы призывали как минимум "не драматизировать события", а как максимум - "потребовать разъяснений".
Интересно, что возмутитель спокойствия - Роберт Гейтс - сегодня планировал общение с российским коллегой Сергеем Ивановым в испанской Севилье, а завтра оба должны прибыть в Мюнхен (основные мероприятия на 43-й Международной конференции по безопасности в столице Баварии запланированы на воскресенье).
По информации "Газеты", президент Владимир Путин может скорректировать график планового визита в Катар, Саудовскую Аравию и Иорданию, намеченного на 11-13 февраля, и также принять участие в конференции в столице Баварии. И тогда доминирующей темой его доклада окажется не международный терроризм и не энергетическая безопасность, а военно-стратегический баланс в мире.
Источники "Газеты" в кремлевской администрации говорят, что Путин давно планировал поучаствовать в конференции и отдельно пообщаться там с Ангелой Меркель. Однако в официальном плане поездок первого лица Мюнхен до сих пор не значился: сегодня в Ново-Огарево президент общался с представителем верховного руководителя Ирана, а с завтрашнего дня открывается воздушный коридор на Ближний Восток. Видимо, окончательного решения относительно маршрута президента вчера еще не было принято.
Генерал Озеров, который тоже едет в Мюнхен, говорит: "Россия отдает приоритет борьбе с терроризмом и нераспространением оружия массового поражения, но если заявления министра обороны США отражают военную доктрину, то и России следует пересмотреть свои взгляды на мир". В Германии Озеров собирается взглянуть в глаза Гейтсу: "Я спрошу: от кого вы защищаетесь, окружая нас системами ПРО? Чего конкретно вы ожидаете от нас?"
А Владимир Путин, вполне вероятно, пояснит американцам - или в Мюнхене, или на Ближнем Востоке, - что он имел в виду под асимметричным ответом.