Виктор Иванов заменит Михаила Касьянова
Президент ликвидировал Совет по борьбе с коррупцией
Вчера Владимир Путин подписал указ об образовании межведомственной рабочей группы для подготовки предложений по борьбе с коррупцией. Ее возглавит помощник президента Виктор Иванов. По информации «НГ», в МРГ войдут или руководители министерств и ведомств, или их первые замы. Одновременно глава государства упразднил Совет по борьбе с коррупцией, который вплоть до вчерашнего дня возглавлял экс-глава правительства Михаил Касьянов. Аналитики считают, что проведенная перед выборами смена вывесок и начальников не станет простой формальностью. Более того, само назначение на этот пост Виктора Иванова, курирующего кадровые вопросы, означает появление еще одного центра силы в администрации президента.
Расширенные полномочия
Согласно тексту указа, межведомственная рабочая группа образована «для подготовки предложений по реализации в законодательстве положений Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999-г.». До 15 февраля Иванов должен представить на утверждение президента состав новой структуры. А до 1 августа – предложения по внесению в законодательство изменений, необходимых для реализации положений международных договоров, включая предложения по созданию «специализированного органа, уполномоченного на координацию работы по борьбе с коррупцией».
Межведомственная рабочая группа получает широкие полномочия. Она может «запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы» от федеральных и региональных органов государственной власти, – органов местного самоуправления и организаций, а также приглашать на свои заседания их представителей. Материально-техническое, транспортное и иное обеспечение деятельности МРГ, согласно тексту указа, возложено на Управделами президента, а расходы, связанные с ее деятельностью будут оплачиваться за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на обеспечение деятельности администрации президента.
Руководитель думской комиссии по противодействию коррупции Михаил Гришанков назвал создание группы «важным решением президента». «Я уверен, что в состав МРГ будут входить или руководители министерств и ведомств, или их заместители, и процедура согласования прописанных в конвенциях требований будет более оперативной», – считает депутат.
Без политического покойника
По мнению аналитиков, одной из целей создания новой структуры и ликвидации Совета по борьбе с коррупцией было стремление дистанцироваться от бывшего главы правительства. «Если у нас во главе совета на протяжении трех лет находился бывший премьер-министр, который из этих трех лет состоял в активной оппозиции режиму, то резонно предположить, что совет так ничего и не делал», – говорит бывший заместитель руководителя аппарата правительства Касьянова Алексей Волин. По его словам, борьба с коррупцией ближе к выборам поднимается на щит, и поэтому власть не могла позволить себе «иметь мертвую структуру, да еще с политическим покойником во главе».
Напомним, что указ о создании Совета президент подписал 24 ноября 2003 года. Вместе с указом вышло «Положение о Совете по борьбе с коррупцией», согласно которому данный орган являлся совещательным и должен был оказывать содействие президенту «в определении приоритетных направлений госполитики в сфере борьбы с коррупцией». Совет должен был ежегодно заслушивать доклад генпрокурора и предоставлять президенту доклад о своей работе. В состав Совета входили главы всех ветвей власти, включая председателя правительства, обеих палат парламента и судов. «Заседания Совета, – говорилось в положении, – проходят по мере необходимости».
Такая необходимость возникла лишь один раз – 12 января 2004 года на первом и последнем заседании Совета Путин предложил избрать его председателем тогдашнего хозяина Белого дома Михаила Касьянова. А через полтора месяца он был отправлен в отставку. Еще через полгода Дмитрий Козак, которого тогда же назначили руководителем входящей в состав Совета комиссии по служебной этике, был отправлен полпредом на Северный Кавказ. Руководитель второй комиссии – по борьбе с коррупцией – тогдашний вице-премьер Борис Алешин также потерял свой пост в ходе последующей за отставкой Касьянова структурной реформы правительства. Заметим, что оба разрабатывали сценарии административной реформы. При этом концепция Алешина так и не была использована. А попытка Козака разделить функции государственных ведомств на правоустанавливающие, правоприменительные и надзорные и таким образом сократить поле для злоупотреблений потерпела крах.
Символично, что и на этот раз образование нового органа по борьбе с коррупцией совпало с планами структурной перестройки кабмина. Однако вчера президент четко дал понять, что перемен пока не будет. «Что касается предложений по внесению изменений в структуру правительства, я попросил бы чуть попозже это сделать. Давайте не будем спешить», – сказал вчера Путин главе правительства Михаилу Фрадкову на традиционном совещании в Кремле с членами кабинета министров. Глава государства заметил, что знает о соответствующих предложениях премьер-министра. «Давайте обсудим их в рабочем порядке, посоветуемся с коллегами», – предложил президент.
Новый центр силы
После назначения на пост главы МРГ по борьбе с коррупцией Виктор Иванов формально стал куратором административной реформы. Напомним, что помощник президента уже осуществляет руководство рабочей группой по обеспечению мероприятий, связанных с реформированием госслужбы в рамках комиссии по совершенствованию госуправления. По мнению Волина, после назначения руководителем МРГ по борьбе с коррупцией его позиции усиливаются. «Среди силовиков теперь появляется еще один игрок, достаточно серьезный и самостоятельный, – Виктор Иванов», – считает Волин, отмечая, что руководитель МРГ может выходить на любую из государственных структур, в том числе и силовых. «Насколько я понимаю, Виктору Петровичу даны все полномочия для проработки всех вопросов, причем иногда, может быть, и достаточно непростых для нашего законодательного поля», – отмечает Гришанков. Среди таких вопросов депутат называет требование конвенции ООН о введении уголовной ответственности для юридических лиц.
«То, что руководитель такого высокого уровня возглавляет межведомственную рабочую группу, говорит о том, что все спорные вопросы будут решаться очень оперативно», – считает Гришанков. Приход Иванова, соглашается Волин, может означать, что новый орган будет принимать серьезные решения. Иванов, отмечает Волин, непубличная фигура, и вся его предшествующая деятельность имела «не столько пиаровский, сколько практический характер». Напомним, что Виктор Иванов был одним из авторов законопроекта «О гражданстве», настолько ужесточившего правила получения российского гражданства для бывших граждан СССР, что президенту в пожарном порядке пришлось вносить свои поправки в уже действующий документ. Кроме того, помощник президента курировал и подготовку весьма спорных предложений, ужесточивших режим пребывания мигрантов на территории страны.
Кстати, идею о том, что новая МРГ окажется работоспособным органом, разделяют далеко не все. «Создается комиссия не по борьбе с коррупцией, а по подготовке предложений по борьбе с коррупцией, – напомнил в разговоре с «НГ» президент фонда «Индем» Георгий Сатаров. – С точки зрения кругозора чиновников, которыми себя окружил Путин, такого рода предложения заключаются лишь в одном – в борьбе за создание новых удобных рабочих мест». По мнению политолога, конечный результат деятельности нового органа никакого отношения к борьбе с коррупцией иметь не будет. «Власть мыслит в кадровых, в институциональных категориях, поэтому начальник кадрового управления Виктор Иванов оказался на своем месте», – добавил Сатаров.