По прихоти судьбы
Худрук театра – все равно что губернатор, их тоже лучше не выбирать, а назначать
Назначение актера Евгения Миронова художественным руководителем Театра Наций новостью назвать сложно, хотя стремительность вправду удивила. Появилось ощущение, будто бы где-то там наверху, где не предполагают, а располагают, решили предупредить все возможные протесты и кривотолки, обсуждения возможных альтернатив. И форсировали события... В классицистской драматургии имелось такое понятие, как единство времени, места и действия, подразумевавшее, в частности, что все события должны укладываться в одни сутки. Это обстоятельство, кстати, подчеркивается в названии премьеры «Фигаро...», которая на следующей неделе ознаменует рождение нового театра – Театральной компании Евгения Миронова.
Сам Миронов новость комментировать отказывается. Приходится довольствоваться информацией, которую с готовностью рассылает театр. Первая же «мироновская» новость как раз и убеждает в том, что назначение произошло чуть раньше, чем ожидалось участниками. Придя на работу, новый худрук написал заявление на отпуск. Понятное дело: сейчас главное – сыграть премьеру.
«Имею ли я право...» – спрашивал в давнем советском анекдоте посетитель некоего учреждения. «Да, имеете». – «Могу ли я...» – «Нет, не можете».
Думается, в случае с Театром Наций дело как раз в этом: право поменять руководителя без его на то согласия имеется у любого вышестоящего начальника. Но в театральном деле такие перемены, думается, следует все-таки согласовывать с подчиненными. К тому же всегда интересно, как новый руководитель и в какую сторону собирается вести свой театр. Нынешний информационный вакуум плодит только новые слухи. Из последних – будто бы готовится назначение Кирилла Серебренникова худруком во МХАТ имени М.Горького, ныне – доронинский. Верится с трудом. Но... Все возможно. По прихоти судьбы – разносчицы даров...
Можно, конечно, сослаться на опыт советских лет: мол, никто же не собирал актеров Театра драмы и комедии и не спрашивал их мнение, когда туда назначали Юрия Петровича Любимова. То же и в случае с Товстоноговым, с Эфросом. И когда снимали – не спрашивали и не советовались. Но вряд ли такие ссылки кого-то обрадуют.
Вообще смена составов в Театре Наций оставляет впечатление, будто бы вслед за губернаторами и – вероятно, в скором уже времени – мэрами на самом верху решили назначать и всех остальных. Губернатора, конечно, назначить можно. И мэра – можно. Художественного руководителя театра назначить нельзя. Что, конечно, не означает, что Миронов им стать не сможет. Ему – труднее, чем тем, кто его назначал. Перед глазами – пример Табакова, народная любовь к которому прошла проверку десятилетиями: ему сегодня ставят в вину любую ошибку на посту худрука МХТ. В отличие от политики, в искусстве неприкасаемых нет.
Так что Бог ему в помощь!