А у тебя СПИД, и значит, мы умрем…
Число ВИЧ-инфицированных стране достигло 1 миллиона человек. И число заболевающих и умирающих с каждым годом растет вопреки показному оптимизму Минздрава
Невеселую статистику привел на пресс-конференции в Москве глава федерального центра по профилактике и борьбе со СПИД академик Вадим Покровский. К концу года число ВИЧ-инфицированных в России достигнет 1 млн человек, и речь идёт только об официально зарегистрированных случаях, заявил он. При этом профилактика и борьба с этим злом особых плодов не приносит. О чем весьма красноречиво говоря цифры. За 10 месяцев 2015 года скончались 20 612 человек, а это на 16,6% больше, чем за аналогичный период 2014-го. По словам Покровского, медики выявили инфекцию у 73 777 жителей страны, что на 12% больше, чем за аналогичный период 2014 года.
Лекарства от этой инфекции по-прежнему нет, и наука еще далека от его изобретения. Но в целом в мире люди стали умирать от СПИДа меньше. Американские врачи на днях даже заявили, что ВИЧ перестал быть смертельно опасным заболеванием и стал просто хроническим, которое можно контролировать. К нашей стране это, увы, не относится…
- Снижение смертности в мире связано с активным применением антиретровирусной терапии. Но у нас ее получают не больше 30 процентов, - подчеркнул г-н Покровский. - В последние пять лет финансирование не увеличилось, а число инфицированных за это время выросло вдвое.
И действительно, простой мониторинг новостных лент являет мрачную картину. Пермский край, темпы прироста выявленных больных по сравнению с 2014 годом 15%. Нижегородская область – 11%. Калининградская область - рост 23%. Удмуртия – 44%. Схожая ситуация и в Тверской области. П прогнозам Вадима Покровского, реальное количество ВИЧ-инфицированных в самое ближайшее время может удвоиться.
А что Минздрав? Официально – трудится не покладая рук. Накануне даже провел I Форум для специалистов по профилактике и лечению ВИЧ/СПИДа. Но в выступлениях чиновников от медицины, как всегда, звучали одни общие фразы. «Сегодня нужны новые подходы к борьбе с ВИЧ-инфекцией… Одним из главных шагов в этом направлении на государственном уровне станет создание к марту 2016 года государственной стратегии по противодействию распространению ВИЧ-инфекции… Законодательная база существенно устарела… нужна единая методология в подсчете и учете больных, обязательно нужен регистр заболевания». Сразу возникает вопрос: а кто мешал вам сделать это раньше? Никто…
По традиции отличился директор Департамента общественного здоровья и коммуникаций Минздрава Олег Салагай. Он радостно заявил собравшимся, что соответствующие коммуникационные кампании охватят 60 регионов. Его пыл охладил Вадим Покровский, призвавший все-таки использовать хотя бы традиционные методики профилактики. «Во всем мире эффективным средством борьбы с распространением ВИЧ признают использование презервативов,- напомнил он. - А у нас вместо этого социальная реклама призывает хранить верность партнеру. Даже на официальных сайтах Минздрава долго висели статья о якобы неэффективности презервативов».
Эксперт раскритиковал и действующие подходы к профилактике ВИЧ среди наркозависимых: «Программы по распространению стерильных игл и шприцев действуют только в 33 небольших городах, а ведь именно это позволяет снизить количество заражений». Также господин Покровский призвал легализовать в России опиоидную заместительную терапию - способ лечения, при котором наркозависимый под контролем врачей принимает синтетические аналоги наркотика - метадон или бупренорфин. Одновременно врачи выдают таким пациентам лекарства от ВИЧ, что снижает угрозу заражения окружающих. Этот вид лечения применяется в большинстве стран Европы и СНГ, но запрещен в России из-за позиции ФСКН и ряда депутатов Госдумы. «Врачи Италии, Франции, других стран говорят, что смогли остановить эпидемию именно благодаря заместительной терапии, а у нас даже слово такое произнести боятся», - заявил он.
Между тем, министр здравоохранения России то говорит, что к 2020 году эпидемия вообще выйдет из-под контроля, то заявляет, что через два года в стране будут нормальные, свои лекарства для антиретровирусной терапии. Правда, о том, что в стране появилось свое лекарство от ВИЧ, ведомство говорило и в прошлом, 2014, году. Вот только где оно? Больных в очередной раз просят подождать. Каких-то два года…