«Дружба» врозь
Столичные власти пытаются лишить жителей Москвы традиционных мест отдыха и спортивного досуга, отдавая объекты культурного наследия под коммерческую застройку
Парк с говорящим названием «Дружба» разбили на севере Москвы в далеком 1957 году. Тогда в городе проходил VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. И его участники устроили в ближайшем Подмосковье (собственно, Москвой эти земли еще не являлись) настоящий английский парк. Да-да, «Дружбу» разбивали в традициях британского садово-паркового искусства. Особенно это заметно, если отойти на 150-200 метров от Ленинградки и выхода из метро «Речной вокзал». Регулярная планировка в сочетании с открытыми газонами и групповыми, одиночными деревьями. Словно случайно раскиданные пруды – благо в XIX веке здесь добывали глину. Да и скульптуры, установленные здесь, тоже не из ординарных.
У «Хлеба и плодородия» - эскиз Веры Мухиной, у памятника венгеро-советской дружбы идея Евгения Вучетича. Памятник Сервантесу – копия монумента в Мадриде. И еще одно очень важное для понимания всей ситуации, обстоятельство. Жилые дома и метро в районе Химки-Ховрино (а именно так называлось тогда это место) начнут возводить, вместе с метро, через 7 лет. И «Дружба» станет единственным и уникальным примером в градостроительной политике Москвы, когда парк будет создан задолго до появления жилого массива.
Жадность Собянина
Парк не велик, но, как оказалось, его площадь вполне достаточна, чтобы организовать на ней коммерческую застройку. Между тем, «Дружба» входит в число объектов культурного наследия города. Данный факт подтверждает и профильный Департамент мэрии. А еще парк – памятник садово-паркового искусства.
Учитывая курс Сергея Собянина на извлечение максимума материальной пользы из каждого квадратного метра московской территории, 72 га земли (а именно столько занимает, по данным мэрии, парк) представляют весьма лакомый кусок для реализации коммерческих проектов. Мамы с детишками и колясками? Местные жители, гулящие с собаками и играющие в бывших карьерах в футбол? Эти люди не знают, что такое настоящее счастье. А мы им это объясним, подумали в мэрии и в администрации округа.
Честно говоря, местные жители отнюдь не испытывают жгучей потребности в новом проекте. А он грозит быть масштабным. «В парке появятся три новых современных спортивных объекта: большое футбольное поле – круглогодичное, с подогревом; поле для мини-футбола и площадка для воркаута», говорит замглавы управы левобережного района Елена Матвеева. По ее словам, для строительства футбольных полей и площадки для занятий спортом на открытом воздухе в парке Дружбы выведены два участка общей площадью 4,59 гектара. Якобы, эти поля будут доступны всем жителям города.
«Любой здравомыслящий человек понимает, что подобного рода заявления делаются для того, чтобы приглушить протестные настроения, дезинформировать людей и создать возможность для реализации такого проекта», рассказала корреспонденту ОГ местный активист и помощник депутата Мосгордумы Надежда Барынина. Действительно, трудно представить, чтобы житель Марьино или Солнцево поехал поиграть в футбол на другой конец Москвы. Тем более что возможность «попинать мяч» сегодня есть чуть ли не в каждом дворе – «коробочки»-то действительно отстроены! Рассказы о всемосковской притягательности новых стадионов в «Дружбе» нужны окружным чиновникам именно для PR. Иначе будет трудно объяснить и местным, и остальным москвичам все нарушения, с которыми жители Левобережного района столкнулись на своей любимой спортивной и досуговой площадке. Людей сегодня интересует вопрос, почему вообще стал возможным этот проект? В чьих интересах его пропихивают, они пока не думают. Пока. Но с самого начала было очевидно одно: «любое строительство в парке Дружбы запрещено законодательством об охране культурного наследия и охране окружающей среды. Документы для строительства выданы без необходимых по закону публичных слушаний, для несуществующих земельных участков», сообщил нашему изданию активист движения «Архнадзор» Андрей Новичков.
Осада «Дружбы»
Вообще, говорит Надежда Барынина, к «Дружбе» подступаются не впервые. Спортивные площадки в парке пытались застроить в 2005 и 2012 годах. И всякий раз с нарушениями. «В 2005 году якобы проходили публичные слушания по строительству спортшколы Пильгуя, - рассказывает она. – Но потом его отменили, и как раз за это время парку придали охранный статус». Хотя попытки не прекращались: в 2012 году даже плиты для съезда техники положили.
Надежда задает резонный вопрос, зачем вообще понадобился проект строительства нового спортивного сооружения, когда буквально рядом, по другую сторону Ленинградского шоссе, стоят заброшенные спортплощадки и стадионы? «Наверное, некий тайный смысл в этом есть, - уверена она. - Потому что площадь, которую они просят на территории «Дружбы», в 2-3 раза больше площади, которая необходима для застройки. Наверное, это говорит о том, что на этой территории хотят построить что-то еще».
Конфликт перешел в открытую стадию 18 августа. До этого представители застройщика встретились с депутатами и местными жителями. Депутаты, скрепя сердце, пообещали разобраться с проблемой, однако начало разбирательство отодвинули о 15 сентября, то есть до своего выхода из отпуска. В ответ застройщик пообещал открыть доступ на спорную площадку всем желающим. Местные жители было выдохнули, но 18 авгуса прошла информация о том, что в парк привезли строительную технику, которая вот-вот начнет работу. Жители «Левобережного» от мамочек с колясками до пенсионеров, ринулись на защиту своего парка и не дали начаться работам.
С тех пор местные дежурят в «Дружбе» постоянно. Однако присутствие людей не удерживает застройщика и стоящих за ним чиновников от провокационных и антизаконных действий. 24 августа в парк приезжает полицейский наряд по заявлению о якобы несанкционированном митинге. 27 августа в парк снова нагрянула полиция – якобы поступило сообщение о заложенной бомбе. Характерно, что саперы, несмотря на «опасность», так и не появились. «Было очевидно, что ОВД «Левобережное» во главе с начальником знали, что никакой бомбы там нет, - говорит Барынина. - Они оцепили место, въехали на поле, начали выгонять людей. Потом быстро нагнали дворников, которые стали тут же выбрасывать наши вещи». Чего, как известно, в случае угрозы взрыва делать никак нельзя – пока все предметы не буду обследованы.
31 августа обстановка снова накаляется. В парк прибыло 7 патрульных машин, автобус с полицией и несколько групп молодых людей спортивного телосложения. Якобы для защиты строительной техники. На которую, к слову, никто никогда и не нападал.
4 сентября проводится массовая провокация уже с привлечением детей. «Была послана разнорядка по школам, - говорит Барынина, - которой обязывали выставить в защиту проекта от каждой школы 10 учеников и одного учителя». В итоге полиция задержала трех активистов, в том числе Надежду Барынину. «Нас отвезли в ОВД Левобережный и оставили там. На нашу просьбу оформить задержание, нам отказали, - рассказывает она. – Представляете ситуацию? Мы сами просим, чтобы нас оформили. А нам отвечают, что оформлять не будут. Тогда задаем вопрос: «мы свободны?» «Да», слышим в ответ. Выходим из ОВД, проходим ворота, садимся в автомобиль, но тут нас выхватывают из машины, заламывают руки и волокут назад. Это был шок! Вот что это такое, объясните мне», негодует она.
Сплошные нарушения
Проблема, по мнению местных жителей, заключается не в том, что в «Дружбе» вообще захотели что-то изменить. «Попытка выставить нас ретроградами какими-то изолированными скандальными индивидами не соответствует действительности», говорит Барынина. Никто не против футбольного поля с травяным покрытием, на котором действительно может играть любой. Здесь ситуация совершенно иная.
С самого начала проект сопровождает череда грубейших нарушений. Не было общественных слушаний, нет разрешения на земляные работы, не проведено отмежевание, отсутствует экологическая экспертиза, нет и согласования с Департаментом культурного наследия. Хотя застройщик утверждает обратное. Но что на деле? «Мы посмотрели согласование, но оно – на реставрационные работы и выдано совершенно другой фирме, некому ООО «Преображенское», - отмечает Барынина. - Но строит-то его некая компания «Магнум».
То, что за проектом в «Дружбе» стоят «большие люди», сомнений нет. «Этот человек явно выше префектуры, - уверена она. - Когда тракторы выгнали на поле, мы сделали звонок в Департамент природопользования на «горячую линию». И там нам ответили, что звонки с этого объекта им запрещено принимать».
Жители «Левобережного» намерены защищать свой парк до конца. «Вопрос в том, почему стало возможным, что у нас, местных жителей, пытаются отобрать парк незаконным путем? – спрашивает Надежда Барынина. - Это же не пустое место: в этом карьере и вокруг него люди всегда чем-то занимались. Зимой – каток, саночная трасса, авиамодели запускают, собачьи бега проводят. Это по-настоящему народный парк, родное и близкое для тысяч людей место». И на его защиту приходит уже не по несколько сот человек ежедневно. Свое мнение высказали известные люди, которые родились или живут здесь – актриса Елена Коренева, участники группы «Крематорий». «Все понимают, что если новый объект, это огреваемое поле с осветительными матами и электронным табло, построят, то обычных людей туда не пустят и вся эта территория будет потеряна», уверена она. Правды жители «Левобережного» намерены добиваться в прокуратуре. «Мы хотим, чтобы она занялась этим проектом, - говорит Барынина. – Уж слишком много здесь нарушений».