«Воробьев самодержавный»
Районы Московской области насильственным образом объединяют в городские округа, постепенно ликвидируя местное самоуправление и все больше концентрируя власть в руках губернатора и его правительства
Город-сад превратят в «уплотненную застройку»
26 декабря в городских и сельских поселениях Раменского района состоялись публичные слушания по вопросу превращения Раменского района в городской округ. Эту инициативу еще в ноябре предложил глава района Андрей Кулаков. В итоге, несмотря на массовое нежелание жителей на такую реформу, инициатива была одобрена единогласно. Раменский район фактически перестал существовать, объединив в новом городском округе десятки сел и поселков.
Стал частью нового образования и поселок Кратово, где нынче творится настоящий беспредел. Не так давно у всех на глазах, никого не боясь, и не показав каких-либо подтверждающих документов, работники Московской областной электросетевой компании по заказу местной администрации срубили более двух двухсот вековых сосен.
Жители поселка посчитали, что вырубка станет лишь первым шагом к ликвидации Раменского района. При чем тут деревья, спросите вы? Да при том, что при преобразовании района в городской округ снимается запрет на высотную застройку – и красивый и чистый поселок Кратово, издавна считавшийся «жемчужиной Подмосковья», «легкими» региона и этаким «городом-садом», могут быстро застроить серыми высотками.
Жители Кратова и других поселений района еще до публичных слушаний собрали почти пять тысяч подписей на ресурсе change.org с требованием отменить преобразование Раменского района в Раменский городской округ.
Когда началась вырубка вековых сосен, жители вышли на улицу – даже вызывали полицию. Причем, вырубали деревья даже на частных участках без всякого предварительного уведомления людей, фактически нарушая закон о собственности и Земельный кодекс.
И беспредельный процесс преобразования муниципальных округов в городские уже давно идет по всему Подмосковью. В области создано около полусотни таких округов. И везде одно и тоже – сразу после реорганизации в новом городском округе начинается массовая уплотнительная застройка.
К сожалению, к людям в очередной раз так никто и не прислушался – и теперь Кратово – часть городского округа со всеми вытекающими.
На радость застройщикам
Социолог Анатолий Голубовский считает, что муниципальная реформа в Раменском районе – это часть процессов, которые проходят по всей Московской области и все это направлено на полное уничожение местного самоуправления
«Это общая стратегия, связанная с ликвидацией местного самоуправления, поскольку эти слияния предусматривают ликвидацию двухуровневой системы муниципальных образований, – говорит эксперт. – Фактически это нарушение конституционных прав граждан».
По мнению Голубовского все это выгодно прежде всего крупным застройщикам. Несмотря на то, что районные и местные власти убеждают жителей того же Кратово в том, что ни с точки зрения застройки, ни в других сферах никаких изменений в поселке не будет, опыт других районов Подмосковья говорит об обратном.
Изменяются тарифы, становятся другими налоги, уничожается традиционный уклад и милая сердцу «деревенская» инфраструктура. Конечно, та же вырубка деревьев в Кратово напрямую может быть и не связана с реформой – поскольку «электрики» говорят, что сосны просто угрожают идущей линии электропередач. Но жители поселка понимают – вырубка это только первая «ласточка».
При этом, как говорит соучредитель Школы местного самоуправления, муниципальный депутат из Солнечногорского района Подмосковья Наталья Шавшукова, в противостоянии людей с губернаторской реформой им не поможет никто – ни местные референдумы, ни локальные акции протеста, ни даже сам президент.
Реформа Воробьева согласована на самом верху. По сути, ему дан полный картбланш. Тем более, визуально объединение районов в городские округа преследует благую цель – оптимизировать ресурсы и затраты бюджета.
Якобы на сельских территориях Московской области проживает недостаточное количество населения, для того чтобы иметь, допустим, свою поликлинику, свою школу и свою сельскую администрацию. Да и депуатов, мол, слишком много на малое число жителей.
Другое дело, если тот же Раменский район раньше представляли сто народных избранников, которые знали большинство своих избирателей в лицо и по именам – то после «оптимизации» их останется лишь 25, половина из которых будет избрана по партийным спискам. То есть эти люди вообще не будут иметь связи с территорией – как и людям просто некуда будет приходить со своими просьбами и жалобами.
Вот вам наглядный пример. Московская область возглавила негласный рейтинг регионов с «самыми убитыми дорогами». Жители именно Подмосковья оставили больше всего жалоб на платформе «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог». А кроме платформы куда еще людям идти? Где теперь чиновники, которые занимаются проблемами на местах? Возможно, где-то в далеких центральных офисах, а то и в Москве. Простым жителям туда не попасть, даже если послать гонцов, как когда-то к Ильичу.
Зато с местными территориями будут связаны застройщики, которые получат огромные куски под строительство высоток. Суть в том, что сам статус городского округа подразумевает изменение Генплана, а значит, и планов землепользования и застройки. Это дает разрешение на многоэтажную застройку и перевод земель сельхозназначения под многоэтажное жилое строительство, а также под промзоны.
Это выгодно застройщикам или, как говорят люди, строительной мафии, с которые уже давно слились в одно целое многие власть имущие. Те методы, которыми сейчас в разных районах Подмосковья осуществляется объединение в городские округа, нельзя назвать никак, кроме как мафиозными. Например, как расказывают жители, в поселке Менделеево в Солнечногорском районе, депутатов приводили просто с полицией и заставляли голосовать за городской округ угрозами и шантажом.
Народ против – услышат ли его?
Такой же путь, как в Раменском районе, уже проходили многие районы области. И Шаховской район, где люди тоже собирали подписи против реформы, даже обращались в Конституционный суд, привлекали юристов. И Солнечногорский район, где в некоторых поселениях тоже инициировались референдумы против объединения. Волоколамский район – его тоже насильственно присоединяют, после ухода со своей должности одного из ключевых противников объединения.
В общем, лоббисты реформы продавливают ее везде не мытьем, так катаньем. И по твердому убеждению Натальи Шавшуковой, остановить этот беспредел можно только массовыми выступлениями. «Нас спасет только объединение, когда мы уже прошли все возможные легальные пути, и наш единственный путь – только массовые выступления» – считает Шавшукова.
«Объединение противников муниципальной реформы идет уже в течение двух лет. – продолжает свое повествование Наталья. – Мы провели три конгресса, один из конгрессов был в Москве, присутствовали 700 человек, митинги против объединения в столице. Массовые акции проходят в Одинцове, в Звенигороде. Мы объединяемся, мы друг друга видим. Может быть, географическая отдаленность не позволяет пока объединиться. Но если власти доведут ситуацию до крайности, мы все приедем в Москву, чтобы нас все увидели и поняли, что народ против того, что творят подмосковные чиновники».
Кстати, на митинге в Звенигороде 16 декабря присутствовало порядка тысячи человек, недовольных слиянием Звенигорода с Одинцовом и Одинцовским районом. Тем не менее, несмотря на активное сопротивление активистов, в Звенигороде инициатива прошла общественные слушания и совет депутатов. Реформа уже одобрена на уровне района и направлена в виде инициативы в Московскую областную думу. Правда, на последнем заседании 13 декабря этот вопрос не включили в повестку. Председатель Мособлдумы Игорь Брынцалов заявил, что противникам объединения Звенигорода и Одинцова заплатили деньги за то, чтобы они высказались против реформы.
Дан приказ ему на…
Если кто не помнит - старт этой реформе фактически был дан 6 октября 2016 года на заседании обновленной фракции «Единой России» в Московской областной Думе, когда там прозвучало – «исполняя наказы избирателей, депутаты примут участие в решении вопросов объединения 28 муниципальных районов в городские округа».
И Мособлдума рьяно принялась реализовывать план Губернатора Московской области Андрея Воробьева по уничтожению местного самоуправления на территории региона.
На самом деле подобная работа уже активно велась в Подмосковье и без мифических наказов. Например, ещё в марте 2015-го года Мособлдума приняла закон, в соответствии с которым объединились территории городского поселения Озёры и двух сельских поселений без изменения границ территории Озёрского муниципального района. Чуть погодя реорганизации подверглись Мытищинский и Каширский районы, Егорьевск, Шаховская и Серебряные Пруды.
При этом уже в конце октября 2016-го губернатор Воробьев самолично назначил 12 руководителей муниципалитетов без учета мнения местных жителей. «Карманная дума» позаботилась заранее, лишив избирателей прямых выборов и создавая региональное законодательство, отменяющее конституционные права населения Подмосковья. С лишением прав на голосование избиратели начали терять и право на контроль за расходованием местных бюджетов.
Официальные подмосковные СМИ, понятное дело, активно пропагандируют экономическую эффективность реформы. Но на деле всё печально. Разве что кроме строительной сферы. Вот тут только успеваем головы поворачивать в стороны развешенных реклам о продаже квартир в новых жилых комплексах. Высотки строят везде – даже там, где раньше времянка казалась удивительной. Как пример, целый город в Лайково, выросший прямо на кладбище.
Есть ещё один момент в образовании новых муниципалитетов. Это оформление в собственность имущества. Поселения и районы уже более десяти лет ведут работу по постановке его на баланс. Затрачены время, силы и немалые средства. Теперь, видимо, эту работу надо будет начинать заново с теми же затратами, заодно пытаясь убедить жителей в том, что отремонтировать дорогу или построить новую детскую площадку у них пока нет возможности.
Но, конечно, главный лозунг реформы – сокращение чиновников. Мол, это принесет казне невероятную экономию средств. И ведь некоторые верят. Жаль только, что сокращать количественно никто ничего не собирается. Просто станет меньше чиновников на «земле» – и больше в областном правительстве и структурах, которые оно курирует.
Суть реформы, в общем-то, понятна. Областной власти крайне необходим перевод земельного и имущественного налогов, в условиях их роста, объявленного федеральной властью, на уровень где они исчезнут из поля зрения налогоплательщиков. И для этого надо просто убрать трёх участников бюджетного процесса – главу, совет депутатов и администрацию.
И этот процесс идет. Правда, не везде успех бывает легкий. К примеру, в свое время в Рузском районе депутаты Тучково негативно встретили указание сверху стать Рузой, в местных советах поселений даже началось брожение по переходу в оппозицию к новым идеям губернатора.
Без воодушевления идет процесс и в Наро-Фоминском районе. Настоящие баталии сотрясали Истринский район. Доходило даже до обращений жителей нескольких поселений в Генпрокуратуру.
Глава Серпуховского района Александр Шестун, в свое время, решил сам лично возглавить движение за сохранение местного самоуправления в своем районе, написав на своей странице в ФБ: «Сайт Правительства МО пишет о ликвидации района и вхождении в Серпухов. Мы возмущены давлением, игнорированием мнения местных жителей. Этому не бывать!».
Что же, решила власть – нельзя приструнить несогласных по-хорошему – пусть будет по-плохому. И сегодня Александр Шестун сидит в СИЗО, обвиняясь в надуманных грехах 10-летней давности. «Каток» из генералов ФСБ и губернатора проехался по районному чиновнику легко и без затей.
При этом в регионе все плохо и очень плохо. Практически по всем основным сферам жизнедеятельности. Однако, уделять внимание этому господину Воробьеву недосуг. Сейчас для него главное – окончательно объединить все рычаги власти в своих руках, чтобы ни у кого в области не было больше права «голос подать». И вот тогда уже можно будет «шинковать» все бюджеты на свое усмотрение. Не очень верится, что там действительно будет «всем сестрам по серьгам».