Москва... как много в этом грязи
Зима 2016 года показала, что реформа городского ЖКХ привела столицу к полному коллапсу
Вы обратили внимание, что в эту зиму во дворах и на улицах города было плохо как никогда? И это при наступившей только после новогодних праздников весьма условной зиме. Ни машин тебе, ни дворников, набрасывающихся с лопатами на сугробы. Куда же все это делось?
Полный провал затеянной мэрией реформы ЖКХ москвичи ощутили на себе после 4 января. Снег шел несколько дней, стояли несильные морозы, а потому сугробы не таяли. И впервые за много последних лет никто выпавшие осадки не убирал. Практически нигде, даже в спальных районах. Редкие грузовики с отвалами лишь чистили трассы, да по отдельным дворам проезжал МТЗ с отвалом и щеткой.
Вот пример из реальной жизни района Западное Дегунино (Северный административный округ). Стандартная окраина Москвы, застроенная многоэтажками. Квартал, заключенный между Коровинским шоссе, Ангарской и Талдомской улицами. На протяжении многих лет во время снегопада техника начинала ездить по дворам с раннего утра. Дворники-киргизы и таджики (один человек на одну придомовую территорию) яростно чистили снег лопатами. Тоже с утра. Да еще выходили днем и вечером, если снег шел. Они перебрасывали на газоны тот снег, который трактор сметал к бордюрам – чтобы можно было парковать машины и ходить по тротуарам. Да и тракторы время от времени ездили – тот же МТЗ-80 и верткий Беларус-320. Два-три раза в день.
Что было зимой 2016-го? Ничего. Трактор с щеткой прошелся один(!) раз по дворовым проездам только на второй(!) день. Собранный снег никто никуда не перебрасывал. Чисткой дворов занялись автовладельцы, которым пришлось в прямом смысле откапывать свои машины после праздников. Тротуар вдоль Коровинского шоссе впервые почистили примерно через неделю… Собранный снег лежал валом высотой почти в метр. Местные жители, глядя на позабытое зрелище, чертыхаясь, брели по протоптанной тропинке, как партизаны по минному полю, след в след. Куда-то вдруг делись все дворники-южане – во дворах, опять же через несколько дней после начала снегопада, пара славян безнадежно махала лопатами, пытаясь отвоевать у снега хотя бы тротуары.
То же самое было и на Дмитровском шоссе. Крайней правой полосы трасса от городка Метростроя до Петровско-Разумовской практически лишилась. Она была заполнена горами собранного снега. Снег лежал неделю. Уборка сугробов завершилась только к 14 января. И тут началась оттепель, дожди – природа пришла на помощь Собянину.
На этом фоне было очень странно слушать бодрые репортажи мэрских пиарщиков, особенно на «Москве24», о том, как тысячи единиц техники, не приходя в сознание, расчищают улицы столицы. Это – вранье. Техника была, но - в единичных экземплярах. Дворников тоже были единицы. И сегодня ситуация не изменилась.
Лично у меня, как москвича, из года в год наблюдающего, так сказать, в динамике все тренды в столичном ЖКХ возникли вопросы. До этой зимы были дворники-мигранты. Значит, были рабочие места, штатные расписания, фонды заработной платы и т.д. Сегодня мигрантов значительно меньше. Но места остались! Их специально не заполняют? Или вообще сократили? Или, предположим худшее, они есть на бумаге и даже заняты, и даже зарплату получают. Но это все «мертвые души»…? Тот же вопрос и к технике: где она?
Вот и в Мосгордуме заметили эту коммунально-погодную аномалию. «Пресс-секретарь вице-мэра по вопросам ЖКХ и благоустройству Игорь Пергаменщик сказал, что сегодня к повторной уборке за текущие сутки привлечены 7,5 тысяч единиц спецтехники, - задается вопросом депутат МГД от КПРФ Николай Зубрилин. - Первая странность в том, что в первой декаде февраля уже был аврал на улицах. Тогда доложили, что на улицы выходит 13 тысяч единиц, почему сейчас 7,5, где ваши 13 тысяч?». Так и хочется спросить вслед за депутатом: а может, такое количество машин есть только на бумаге? А на стоянках сильно меньше? Вот мне, как налогоплательщику, интересно – Счетная палата давно проверяла эту статью расходов столичной мэрии? Вместо того, чтобы убирать улицы, мэрия выгоняет технику и ставит ее в качестве ограждения от демонстрантов, вышедших на митинги в честь 23 февраля, говорит Зубрилин.
Задает депутат и вопрос о том, куда подевались дворники-мигранты. «В начале 15 года мэр Москвы Сергей Семёнович Собянин заявил, что за 15-й год горбюджет получил от продажи трудовых патентов мигрантам 11 млрд. рублей, - спрашивает он. - Делим на 4 тысячи – столько стоит один патент – получается, что в Москве находятся 2 млн. 752 тысяч мигрантов, где они. Где эти 3 миллиона работников?»
По мнению депутата, причины того, что улицы Москвы не очищают должным образом от снега, нужно искать в системе. «Я считаю, что это системные сбои. Не нужно говорить, что недостаточно работников, денег. Для усиления контроля за исполнительской деятельностью чиновников необходимо менять законы», – считает он.
Добавлю: не только законы, но и систему работы ЖКХ. Раньше обслуживанием домов и территорий в нашем районе занималась Управляющая компания «Аргонавто». Все чистилось и убиралось. Теперь в районе хозяйничает государственный ГБУ «Жилищник». Итог описан выше…
Почему так произошло? Уже более двух лет мэрия четко держит курс на уничтожение в городе малого и среднего бизнеса. Замена точек нестационарной торговли, снос т.н. «незаконных» строений, гигантские цены на аренду торговых площадей, уничтожение продовольственных и вещевых рынков… ЖКХ – в этой же цепи. В ноябре 2013 года в интервью «Комсомольской правде» Сергей Собянин высказался вполне определенно: «Сегодня на придомовой территории работают по три, по четыре, а то и по пять подрядчиков. Это раздолье для коррупции, а наем мигрантов - одна из главных ее составляющих. Вот почему я многого жду от эксперимента по созданию ГБУ «Жилищник» для эксплуатации и уборки наших дворов…В госучреждении схема гораздо понятнее. Плохо работает руководитель - сняли его, поставили другого». Эффективнее работать с одним подрядчиком, чем со многими, уверен Сергей Семенович. Всю «эффективность» решения градоначальника город на себе ощутил нынешней зимой сполна.
А тем временем Мосгордума предлагает следить за качеством уборки улиц общественным организациям. Что ж, мера оправданная. Но – контроль за качеством работ находится в функционале ряда властных инстанций, управ и пр. Создается впечатление, что под видом вовлечения народа в «управление процессом» столичные власти хотят снять с себя ответственность за системные проколы, которые они же своими действиями и породили. А что, удобно. Но только если я сам чищу кусок двора да еще хожу смотреть, как городские службы убирают мою улицу, то зачем мне все они? Зачем мне такой мэр и все эти ГБУ, жирующие за наш счет? Обойдемся без них?