Московский фестиваль раздал долги
Главный приз достался Николаю Досталю
В московском кинотеатре "Пушкинский" прошла торжественная церемония закрытия 31-го Московского международного кинофестиваля. Награждение главным призом картины Николая Досталя "Петя по дороге в Царствие Небесное", а спецпризом жюри — "Чуда" Александра Прошкина не стало сюрпризом.
Лейтмотивом церемонии закрытия стала русско-грузинская дружба: первым делом приз конкурса "Перспективы" и 10 тыс. метров пленки Kodak достались грузинскому фильму "Зона конфликта" Вано Бурдули о дружбе тбилисского парня и сухумского снайпера, едущих по разным делам в охваченный войной Нагорный Карабах. Следующей лауреаткой стала юная исполнительница главной роли в фильме Киры Муратовой "Мелодия для шарманки" Лена Костюк, которую жюри поблагодарило за "нежное и доброе исполнение" (кроме того, картина Киры Муратовой, традиционно любимой критиками, удостоилась приза международной кинопрессы ФИПРЕССИ). Нежность и доброта, впрочем, были не единственными критериями, которыми руководствовалось жюри в оценке актерских работ: "Георгия" за лучшее исполнение мужской роли получил Владимир Ильин, изобразивший в "Палате N 6" Карена Шахназарова сходящего с ума от мизантропии доктора Рагина. Артист Ильин ввел в церемонию дополнительный мотив — дурости и идиотизма, заметив, что "дуракам в России везет", и назвав Антона Павловича Чехова резиновым, в смысле допускающим интерпретации в самые разные стороны.
Специальный приз ИД "Коммерсантъ" был вручен "Первому отряду" японца Есихару Асино — оккультному аниме о Второй мировой войне. А единственным иностранным фильмом, удостоившимся призов основного жюри, стал дебют мексиканской девушки Марианны Ченийо "Пять дней без Норы" (Cinco dias sin Nora) — не лишенная тонкости мелодрама с оттенком трагикомизма о том, как один мужчина пять дней не может похоронить свою бывшую жену из-за разных иудаистских формальностей и даже после смерти супруги продолжает оставаться с ней в довольно мучительных и противоречивых отношениях. Спецпризом жюри было отмечено "Чудо" Александра Прошкина, которого член жюри киновед Сергей Тримбач назвал претендентом на титул самого чудесного русского режиссера. Чудесный русский режиссер Прошкин со своей стороны поблагодарил жюри, совершившее для создателей картины тоже "маленькое чудо". Предваряя вручение золотого "Святого Георгия" за лучший фильм картине Николая Досталя "Петя по дороге в Царствие Небесное", председатель жюри Павел Лунгин вспомнил, что "церковь велит платить нам долги", и сообщил, что жюри решило отдать свой долг тому фильму, который показался им лучшим — "человеческим, гуманистическим и в то же время трагически глубоким". Лауреат Николай Досталь подхватил тему чудесного, назвав "Пушкинский" действительно каким-то "залом российских чудес", слегка подивившись тому обстоятельству, что ни одна российская картина не осталась без награды. Продюсер "Пети..." Федор Попов напомнил: "Наша картина тоже об умалишенном" — и подчеркнул, что дуракам везет вдвойне. Словно бы оправдываясь за откровенно патриотический расклад призов, Павел Лунгин сказал, что у фильмов вообще-то нет национальности, просто в этом году так получилось, что российские фильмы оказались лучшими. Вслед за председателем жюри президент фестиваля Никита Михалков призвал присутствующих не бояться отдавать свои картины на ММКФ и заверил, что "пока русские картины будут лучшими в конкурсе, они будут получать все, чего они достойны".
Закольцевалась церемония возвращением к теме неразрывной связи русского и грузинского народа: позволив себе небольшое лирическое отступление об одиночестве художника, Никита Михалков пригласил на сцену для получения приза за выдающийся вклад в киноискусство грузинского классика Резо Чхеидзе, произнесшего прочувствованную речь о добрососедских и даже братских отношениях между Россией и Грузией. Затем министр культуры Александр Авдеев заверил, что, несмотря на кризис, вопрос о строительстве фестивального дворца все равно не снят с повестки дня, да и вообще, когда еще уделять деньги и внимание культуре, как не во время экономического кризиса. В заключение режиссер фильма закрытия "Джонни Д" (Public Enemies) Майкл Манн вспомнил о своих русских корнях, а ансамбль Сергея Белинского сыграл мелодию из "Крестного отца" и "Мурку", настраивая публику на криминальный лад перед просмотром фильма о том, что в отличие от дураков, которым везет, слишком умным, наоборот, выживать в обществе тяжело и опасно.